Святитель Иоанн Златоуст, собрание сочинений. Том пятый. Книга первая

3 да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу.

4 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею,

5 аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ:

6 да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит.

7 Воскресни, Господи, гнeвом твоим, вознесися в концах враг твоих, и востани, Господи Боже мой, повелeнием, имже заповeдал еси,

8 и сонм людий обыдет тя: и о том на высоту обратися.

9 Господь судит людем: суди ми, Господи, по правдe моей и по незлобe моей на мя.

10 Да скончается злоба грeшных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно.11 Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем.12 Бог судитель праведн, и крeпок, и долготерпeлив, и не гнeв наводяй на всяк день.13 Аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и,14 и в нем уготова сосуды смертныя, стрeлы своя сгараемым содeла.15 Се, болe неправдою, зачат болeзнь и роди беззаконие:16 ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содeла.17 Обратится болeзнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет.18 Исповeмся Господеви по правдe его и пою имени Господа вышняго.1 Псалом Давида, который он воспел Господу, по поводу слов Хусия, сына Иемениина.2 Господи Боже мой! На Тебя я уповал, спаси меня от всех гонящих меня и избавь меня.3 Да не похитит (враг), как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя.4 Господи Боже мой! Если я сделал что, если есть неправда в руках моих,5 Если я отомстил воздающим мне зло, то да паду от врагов моих истощенный,6 Да преследует враг душу мою и да настигнет, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах да вселит.7 Восстань, Господи, во гневе Твоем, возвысься на пределах врагов Твоих, и воздвигнись, Господи Боже мой, по повелению, заповеданному Тобою.8 И сонм народов окружит Тебя, и над ним поднимись на высоту.9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию, какое у меня.10 Да прекратится злоба грешников и исправь праведного, Боже, испытующий сердца и утробы праведно.11 Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем.12 Бог - судья праведный и крепкий, и долготерпеливый, и не наводящий гнев ежедневно.13 Если не обратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его,14 И в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых.15 Вот он заболел неправдою, зачал злобу и родил беззаконие.16 Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал:17 Обратится злоба его на голову его и на темя его неправда его сойдет.18 Исповедаюсь Господу по правде Его и пою имени Господа Вышнего.Объяснение надписания псалма при пособии других, кроме греческого 70-ти, переводов. Кто был упоминаемый здесь Хусий? Подаваемый им поучительный пример упования на Бога и верности людям добродетельным, не взирая на бедствия последних. Совет Хусия Архитянина Авессалому и благотворность его для преследуемого Давида, который и выразил в этом псалме благодарность Богу. Незлобивая молитва Давида о спасении от видимых и невидимых врагов. Как нужно молиться, чтобы быть услышанным от Бога? Исповедание Давидом своей неповинности и незлобия, превосходящего требования ветхозаветного закона. Увещание не только не иметь вражды к врагам, но и истреблять ее корень сребролюбие и тщеславие. Буквальное объяснение ст. 7-10: воскресни Господи гневом Твоим... да скончается злоба грешных. Говоря: суди меня Господи по правде моей не разногласит ли Псалмопевец о сказанным им: не вниди в суд с рабом Твоим? Кого любит Бог. Страдание многих праведников в этом мири предуказано Господом и установлено неисследимою божественною премудростью для блага человека. Плача достойны грешники, не получающее здесь наказания. Почему мы не каждодневно наказываемся за свои грехи? Благотворность наказания грешников для праведников. Объяснение слов: испытали сердца и утробы...; праведна помощь... Бог судитель праведен... Какие есть у нас грехи общие, каждодневные, и чем угрожает Псалмопевец нерадивым о своем исправлении? Приписывая Богу лук, меч и стрелы, Псалмопевец употребляет человекообразные выражения для того, чтобы тронуть и грубых людей и возбудить страх наказания. Проявление божественного человеколюбия в самих угрозах наказания. Копающий яму ближнему сам впадет в нее. Преспеянию в добродетели особенно способствует частое собеседование с Богом в молитве. Увещание любить Бога не за блага Его, а ради Его Самого.