Святитель Иоанн Златоуст, собрание сочинений. Том шестой. Книга вторая

Обозрение книги Чисел в Лондонском кодексе начинается так: "Эта книга называется Числа потому, что каждое колено, по повелению Бо­жию, было сосчитано, и в этой книги указывается число всего народа. А считали народ Моисей и Аарон и вместе с ними старейшина каждого колена. Число способных к войне от 20 лет и выше оказалось 600150, кроме остальных. Колено же Левиино Моисей и Аарон, по слову Божию, сосчитали отдельно, от одного месяца и выше". *** Моисей получает повеление исчислить народ от двадца­тилетнего возраста и выше, и оказалось шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек, кроме левитов. Излагается родословие левитов, и они исчисляются, и оказалось их двадцать две тысячи от одномесячного возраста и выше. Так как пер­венцев израильских было двадцать две тысячи двести семь-десять три, то за первенцев излишних против числа леви­тов Моисей взял выкуп и отдал его Аарону. Поголовный выкуп доставил тысячу триста шестьдесят пять сиклей. Мои­сей определяет, кто должен отправлять священнослужение и кто быть левитами, потому что не все удостоены были та­кой чести. Одним из них вручены были драгоценнейшие из сосудов скинии, другим менее важные. Левитов от двад­цатилетнего возраста и выше до пятидесятилетнего, которые и отправляли богослужение, было восемь тысяч пятьсот во­семьдесят три. Потом повелевается удалить из стана всякого нечистого, говорится о жертве за преступление и установляется закон ревнования, чтобы и жена не могла быть оклеветана в прелюбодеянии, и виновная в прелюбодеянии не могла укрыться. Делается постановление об обете посвящения Богу и о том, как священник должен благословлять сынов израильских. Когда же поставлена была скиния, то старейшины принесли много великих даров. Моисей получает повеление очистить левитов, и слышит, что они должны служить с двадцати лет и выше, а после пятидесяти лет оканчивать служение. Бог чрез Моисея повелевает им совершить Пасху. И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во второй год по исшествии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря: пусть сыны Израилевы совершат Пасху, — потому что был первый месяц второго года (Числ.9:1,2). Нечистые приступили к Моисею, и он спросил о них Бога. Бог повелел тому, кто не может со­вершить пасху в первый месяц, или потому что нечист, или потому, что находится в дальнем пути, совершить ее во второй месяц, в четырнадцатый день. А кто, будучи чистым и не находясь в дальнем пути, не захочет совершить пасху в первый месяц, тот сделает грех. Один устав, говорит, пусть будет у вас и для пришельца и для туземца (Числ.9:14). Когда восходило облако, то поднимались с места сыны израильские; а где оно останавливалось, там и они останавливались. Моисей получает повеление сделать серебряные трубы, чтобы ими извещать на­род, когда нужно отправляться в путь, чтобы собирать народ на войну и для жертвоприношений, также чтобы употреблять эти трубы в праздники, в новомесячия при всесожжениях. Когда сыны израильские отправились в путь, Моисей убеждал Иовава, сына Рагуилова, который назывался также Иофором, чтобы и он участвовал и в путешествии и в обетованных им бла­гах. Когда поднят был ковчег, Моисей сказал: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя (Числ.10:35). Народ стал роптать, и сожжена была часть стана, а то место прозвано было Тавера (Числ.11:3). Мои­сей помолился и наказание прекратилось. Они стали требовать мяса и говорили: мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших (Числ.11:5,6). Когда Моисей вознегодовал на их ропот и обратился к Богу, то Бог дает ему в помощ­ники семьдесят старейшин, чтобы они участвовали с ним в управлении. Здесь же, когда Иисус Навин сказал: господин мой Моисей! запрети им (Елдаду и Модаду) пророчествовать, Моисей ответил: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них (Числ.11:28,29). Тогда посланы были от Господа ко­ростели, которых они и ели. Мясо было еще в зубах их, как они стали умирать. Об этом сказано в псалме: еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них и избранных Израиля низложил (Пс.77:30,31). Место это прозвано гробами похотения. Тогда Мариам сказала против Моисея: одному ли Моисею говорил Господь (Числ.12:2)? Бог сказал, что Он только с ним одним из всех пророков говорил так, и послал проказу на Мариам. Когда Моисей помолился о ней, то Бог не допустил ей очиститься прежде, нежели она пробыла семь дней вне стана. Моисей посылает несколько че­ловек из народа осмотреть землю ханаанскую. Осматривавшие принесли оттуда виноградную кисть и хвалили землю, но боялись ее жителей, потому что тамошние люди были воинственны. Ха­лев же сын Иефонии и Иисус Навин, которые также были в числе соглядатаев, ободряли народ. Их хотели побить кам­нями; но Бог, разгневавшись, сказал, что возроптавшие не войдут в землю обетованную, а только дети их, и Халев сын Иефонии, и Иисус. По числу сорока дней, сказал Он, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною (Числ.14:34). Тогда все соглядатаи умерли, кроме Халева и Иисуса Навила, и плакал народ. Некоторые пошли против амаликитян без позволения Божия; а ковчег оставался в стане с Моисеем. Амаликитяне вышли и поразили их. Дается заповедь о всесожжениях, о начатках, о жертвах за грех. Захвачен человек, собиравший дрова в субботу, и по­бит камнями. Повелевается сделать кисти на краях одежды. Восстание Корея, Дафана и Авирона и наказание их. Остальной народ не вразумился этим, но опять восстал против Мои­сея, и умерло четырнадцать тысяч семь сот. Тогда процвел жезл Аарона. Указывается и определяется, что следует получать левитам и великому священнику. Дается закон о пепле телицы, из которого приготовлялась вода очищения. Некоторые думают, что эта телица была образом страдания Господа на­шего Иисуса Христа. Пеплом телицы очищался тот, кто делался нечистым от прикосновения к мертвому. Народ пришел в Кадис, и там умерла и погребена Мариам. Не имея воды, иудеи опять ропщут; но Моисей и Аарон получают повеление извести воду из камня. Моисей ударил о камень, сказав: разве нам из этой скалы извести для вас воду, и потекла вода. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему (Числ.20:10-12). Моисей отправляет послов к царю едомскому, чтобы он пропустил их; но тот не дозво­лил, и пошли от него в сторону сыны израильские. Когда до­шли они до горы Ор, то, по повелению Божию, Моисей, взяв Аарона и сына его Елеазара, возвел их на гору, и облек Елеазара в одежды Аароновы. Аарон скончался на горе, и пла­кал народ тридцать дней. Израильтяне победили хананеев и предали их проклятию. Пришедши к Чермному морю, обошли землю едомскую, стали малодушествовать и роптать на Моисея, и послал на них Бог змеев, которые умерщвляли их. Моисей помолился, и по повелению Божию сделал медного змия. Уку­шенный, посмотрев на змия, оставался жив. Об этом змие сказано в Евангелии: как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин.3:14). Моисей по­сылает послов к царю аморрейскому Сиону. Этот Сион вое­вал пред тем с царем моавитским и взял его землю. Когда же он и с израильтянами вступил в войну, то был жестоко поражен ими, и все города его взяли израильтяне. Вступив в войну с Огом, царем васанским, они подвергли и его той же бедственной участи, какой и Сиона, и взяли землю и все города его. Царь Валак посылает к волхву Валааму, чтобы он проклял народ израильский. Бог сначала воспре­пятствовал этому; но когда тот настоятельно побуждал волхва, то Бог попустил ему идти, но не проклинать, и обратил про­клятия в благословения, — не потому, чтобы проклятия волхва имели какую-нибудь силу, но потому, что народ бедствовал, готов был верить его клятвам и мог там подвергнуться осуждению за свою слабость. Валаам пророчествует о Христе, говоря: восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Числ.24:17), — потому что Дух Божий был с волх­вом. Когда Валаам удалился, сыны израильские сходятся с дочерями моавитскими и служат Вефльфегору. Тогда Моисей повелевает каждому убить брата, совершавшего идолослужение. Финеес, сын Елеазара, пронзил копьем Замврия израильтя­нина и Хасви мадианитянку вместе с ним; и это вменилось ему в правду. Тогда исчислены были сыны израильские от двадцати лет и выше, и оказалось шестьсот три тысячи трид­цать человек; левитов же от одномесячного возраста и выше двадцати три тысячи. Это исчисление сделано было в Аравофе моавитском, по ту сторону Иордана. Между ними не оказалось ни одного человека из тех, которых прежде исчислял Мои­сей в пустыне синайской, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии. Приходят дочери Салпаада из колена Манассиина, и просят, чтобы к ним перешло наследство и имущество отца их, так как он умер без детей мужского пола. Бог по­велел отдать им это; (и заповедано) если кто умрет, не имея сына, то должна наследовать дочь; если нет и дочери, то брат, а если нет брата, то брат отца. Бог показывает Моисею с горы Навав землю обетованную, и на его место рукополагается Иисус Навин. Тогда даются сынам израильским заповеди о всесожжениях, о жертвах ежедневных, в субботы, в но­вомесячия, в пасху, в день седмиц и в седьмой месяц; за­поведуется также об обетах, т.е. какие обеты можно давать. Тогда вооружаются двенадцать тысяч израильтян против ма­дианитян, и Финеес с ними, и умерщвляют их, и пять царей мадиамских, и Валаама волхва. Начатки добычи они принесли Богу, а остальное разделили между собою. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина приступили к Моисею и просили себе землю по ту сторону Иордана. Моисей отдал им ее, взявши с них наперед обещание воевать вместе с про­чими израильтянами и перейти чрез Иордан с оружием, чтобы сражаться за своих братьев.

Если же он будет схвачен вне пределов города и убьет его родствен­ник убитого, то отмстивший не подвергается наказанию. Кратко говорится о законах касательно убийств. Приходят начальники колена Манассиина и говорят Моисею: так как решено, чтобы дочери Салпаада получили наследство, то что будет, если слу­чится им выйти замуж за кого-нибудь из другого колена? Участок нашего колена отойдет в то колено. Тогда Моисей повелел, чтобы каждый брал жену из своего колена, дабы наследства не переходили от одного колена в другое.

Обозрение книги Второзакония.

Моисей кратко повествует о всем, прежде бывшем, при­водя иудеям на память как благодеяния Божии, так и их нечестие. Увещание о том, чтобы не почитать идолов. Здесь находится и следующее изречение: и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор.4:19). Выражение: уделил значит не то, будто Бог повелел (поклоняться им), — нет, оно подобно тому, что сказал блаженный Павел: предал их Бог превратному уму (Рим.1:28). Это не значит, что Он предал, но что попустил им, когда они сами захотели и оставались неисправимыми. Так и здесь: уделил им, т.е. попустил, когда они избрали заблуждение и не хотят исправиться. Здесь немного далее он говорит: свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете (Втор.4:26). Потом показывает, что Бог никому не давал того, что дал им; и назначает три города при Иордане для убежища. Еще напоминает им о преж­нем, и говорит: и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор.6:7-9). Сказав, какие бедствия постигнут их, если они не будут по­слушны, ободряет их, чтобы не боялись врагов. Опять напоминает о прежнем. Здесь находится изречение: берегись, чтобы не обольстилось сердце твое (Втор.6:12), которое и далее он часто повторяет им; он увещевает приписывать победы не собственной силе, но благодати Божией. Здесь же сказано: Бог наш есть огнь поядающий (Втор.4:24), которое употребил Павел в послании к Евреям (Евр.12:29). Здесь же Моисей увещевает их не превозноситься. Не за праведность твою, говорит, и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой (Втор.10:5). Припоминает им также о сооружении тельца. Здесь говорится: обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (Втор.10:16). Хвалит землю обетованную. Здесь находится изречение: берегись, чтобы не обольстилось сердце твое (Втор.6:12), и предсказываются бедствия непослуш­ным, и блага послушным. Повелевает произнести благослове­ние на горе Гаризин, и проклятие на горе Гевал (Втор.9:29), истребить идолов и места поклонения им. Заповедует не везде приносить жертвы Богу, а на том месте, которое Он изберет; не подражать язычникам, и не слушаться никого, кто будет советовать поклоняться идолам, хотя бы он творил знамения; не слушать ни друга, ни кого-либо другого, но побивать камнями такого советника, хотя бы то был брат; и если бы целый го-род стал служить идолам, истребить его. Говорит о том, что должно употреблять в пищу, и чего не должно. Дает за­коны о прощении долгов, об отпущении и освобождении рабов, о первенцах, о пасхе. Здесь находится изречение: не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе (Втор.16:5). Говорится о седмицах, о празднике кущей, о судьях, о царях, если они пожелают когда-либо поставить кого-нибудь царем; о левитах, и о том, что они должны по­лучать; о том, что не должно прибегать к так называемым очистителям, или чародеям, к волхвованиям, гаданиям и тому подобным (Втор.18:10). Здесь находится изречение: ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим (Втор.18:15). Дается заповедь о городах убежища. Здесь говорится: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится всякое дело (Втор.19:15); и о лжесвидетелях, какому наказанию они должны подвергаться. Говорит, кого должно отправлять на войну, и заповедует не допускать междоусобной войны. Увещевает не убивать неприя­телей, попадающих в их руки, кроме семи народов, и говорит: разграбляйте все города, которые возьмете, убивая только мужеский пол; из тех же, чью землю наследуете, не остав­ляйте в живых никого; плодоносных деревьев не рубите для устройства ограды во время осады. Дает закон о том, что должно делать, если найден будет убитый, а убийца не откроется. Если кто, имея двух жен, одну будет ненавидеть, а другую любить, и первенец родится от ненавидимой, то ему не должно предпочитать сына любимой. Говорит о непослушном сыне. Здесь находится изречение: проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве] (Втор.21:23). Так как было определено тем, которые не исполняют закона: Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним (Втор.27:26), а Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому проклятию, то Он вместо одного проклятия принял на себя другое, будучи повешен на древе. Даются законы о том, что не должно пре­зирать бессловесных животных, даже принадлежащих врагу, и другие; говорится о законах супружеских и полагается нака­зание развратителям дев. Указывается, кому запрещается вход в церковное собрание, даются и другие законы, между прочим о том, чтобы не брать процентов; чтобы не медлить исполнением обетов, чтобы давший какой-нибудь обет, тотчас испол­нял его; о жене, получающей разводное письмо; о залогах, о краже, о плате наемнику, о сироте, о вдове, об оставлении колосьев и виноградных ягод для бедных. Здесь говорится о том, что не должно виновному в каком-нибудь проступке давать более сорока ударов; также о том, чтобы не заграждать уст волу молотящему, и о том, чтобы оставшийся в живых брат восстановлял семя умершему, и о том, чему первый должен подвергнуться, если не захочет восстановить; о весах, о мерах; об истреблении амаликитян; о начатках; о мило­сердии ко вдовам и сиротам. Отсюда начинаются проклятия и благословения, первые непокорным, а последние послушным, и произносится длинная речь об ожидающих их бедствиях. Это исполнилось при ассириянах и вавилонянах; а то, что они будут есть детей, исполнилось во время осад. Упоминается здесь и о Христе. Жизнь, говорит, твоя будет висеть пред тобою (Втор.28:66). Здесь находится изречение: да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь (Втор.29:18), которое привел и Па­вел в послании к Евреям (Евр.12:15). Здесь же сказано: сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века (Втор. 29:29); ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? (Втор.30:11,12). Эти слова, сказанные о заповедях  закона, Павел отнес к вере во Христа (Римл.10:6). Во свидетели, гово­рит Моисей, пред вами призываю сегодня небо и землю (Втор.30:19). Тогда он призывает Иисуса Навина и заповедует вести народ, и не бояться врагов, имея помощником Бога; также внушает, чтобы в праздник кущей читали закон всему народу. Бог предсказывает Моисею, что по смерти его народ будет слу­жить идолам, и будет наказан. Пусть будет, говорит, эта песнь свидетельницею против них, потому что они никогда не забудут ее. И написал Моисей песнь, и предсказал им, что они будут предаваться нечестию. Здесь находится изречение: они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их (Втор. 32:21). Моисей получает повеление взойти на гору Аварим, которая называлась также Навав, и посмотреть на землю обето­ванную; и, благословив каждое колено, он скончался. Никто не знает гробницы его до сего дня. Здесь оканчиваются пять книг Моисея, которые одни только и были приняты самарянами.

Обозрение книги Иисуса Навина.

Иисус получает повеление сказать народу, чтобы он внимал закону Божию; посылает соглядатаев, которые и пришли в Иерихон. Узнав об этом, царь города послал искать этих мужей у блудницы Раав, которая приняла их. Но она скрыла соглядатаев, и за эту услугу просила пощады своему дому, когда будет взят город, на что они и согласились. Возвратившись, они рассказали о случившемся. Иисус повелевает народу перейти Иордан; и перешли посуху и по­ставили на месте стана двенадцать камней. Цари аморрейские, жившие по ту сторону Иордана, и цари финикийские, узнав, что евреи перешли Иордан посуху, пришли в ужас и смятение. Тогда Иисус по повелению Божию обрезывает израильтян каменными ножами. Так как они находились в пустыне сорок лет, то многие из воинов не были обрезаны: они и погибли; а вместо них Бог воздвигнул сынов их, кото­рых Иисус обрезал, потому что они на пути оставались не обрезанными. Тогда, он совершил пасху; и в тот день, в который они вкусили опресноков из пшеницы этой земли, манна прекратилась. Иисус получает повеление снять обувь свою и обходить Иерихон с трубами и ковчегом семь дней. Когда это было исполнено, стены пали сами собою. Очевидно, что уже с того времени начал нарушаться покой субботы, потому что, как бы кто ни стал считать дни, суббота неиз­бежно должна пасть на эти семь дней. Тогда спасается Раав с родственниками своими и поселяется между израильтянами, а город сожигается и предается проклятию; Иисус проклял того, кто стал бы восстановлять его. Ахар тайно взял не­сколько заклятых вещей, и народ потерпел поражение при нападении на другой город. Иисус молит Бога, и Бог пове­левает очиститься от заклятого. Указан Ахар, обличен в краже и побит камнями со своими сыновьями и дочерями. Иисус возобновил войну и взял Гай (Газу) и сжег его; в нем погибло двенадцать тысяч, а царя города повесили на дереве. На израильтян собираются напасть цари аморрейские, хананейские и другие. Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них второзаконие; одна половина народа стояла близ горы Гевал, а другая близь горы Гаризин. Далее гово­рится о гаваонитянах. Они, услышав об израильтянах и убоявшись их вследствие того, что было совершено ими в сражениях, приходят к ним одетые в ветхие одежды, с черствыми хлебами и изношенною обувью, и говорят народу, что они идут из далекой страны и в доказательство того, что они живут далеко, показывают свои одежды, хлебы и обувь. Они говорили, что все это обветшало на пути, а пришли они для заключения союза с ними. Израильтяне, не вопросив Бога, заключили союз; но узнав, что те обманули их и жи­вут не далеко, а близко, не могли воевать против них по причине клятвы и сделали их рабами, — дровосеками и водо­носцами. Здесь исполнилось пророчество Ноя, которое он изрек: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих (Быт.9:25), так как они про­изошли от Ханаана. Адонивезек, царь иерусалимский, услы­шав, что взят Иерихон и Гай и что гаваонитяне сдались, пошел на них войною вместе с другими царями. Они же призвали на помощь Иисуса. Он пришел, сразился и обратил неприятелей в бегство; с неба упал на них град, который истребил их больше, нежели меч сынов израильских; тогда остановилось солнце против Гаваона, и луна против долины Елом; и умертвил Иисус весь народ неприятельский и пять царей; взял Манилу, Ловну, Лахис, Аглон. Хе­врон, Давир и страну горную и ровную. Собрались многие другие цари с многочисленными войсками; и их победил Иисус. Здесь указываются имена их, города и число. Иисус получает повеление разделить землю между израильтянами, и описывает, какое колено какой получило удел и что дано левитам. Колена Рувимово и Гадово и половину колена Манас­сиина Иисус посылает в уделы их, которые они получили еще при жизни Моисея. Отошедши, они построили близ Иор­дана жертвенник. Это смутило прочие колена, которые подумали, что те сделали это по отступничеству, и послали к ним посольство с упреком. Но те в свое оправдание сказали, что они построили жертвенник не по отступничеству, но для того, сказали они, чтобы потомки ваши не считали наших сынов чуждыми родства с ними, по той причине, что между ними протекает Иордан, чтобы этот жертвенник служил свидетель­ством и чтобы дети ваши не могли сказать потомкам нашим: нет вам части в Господе (Иис. Нав.22:27). Это убедило про­чие колена не воевать против них. Тогда Иисус созывает израильтян, напоминает им о благодеяниях Божиих, убеждает соблюдать закон, предсказывает ожидающие их бед­ствия, если они не будут соблюдать его, и умирает. Умирает также Елеазар первосвященник, и вместо него делается первосвященником Финеес, сын его. Израильтяне стали по­клоняться идолам и были преданы Еглому, царю моавитскому, который и владычествовал над ними восемнадцать лет.

Обозрение книги Судей.

Здесь говорится, какие города взяли израильтяне и какие обложили данью. Ослабленные военными трудами, они нару­шили заповедь Божию, повелевавшую истреблять всех без исключения. Пришел ангел от Господа к израильтянам и обличил их в преступлении. Следовало, говорил он, истре­бить всех, а вы заключили с ними союзы; потому Бог не истребит оставшиеся народы. Услышав это, они все плакали, и то место названо плачем (Суд.2:2). Они неоднократно то преступали закон и служили идолам и были предаваемы врагам, то освобождались от рабства, то снова подвергались тем же бедствиям. Они были под игом Хусарсафема, царя сирийского, восемь лет, и избавил их Господь чрез судию Гофониила. Потом они были под игом Еглома, царя моавит­ского, но воззвали к Богу, и Он воздвиг им Аода, который хитростью поразил Еглома и моавитян. После него были су­диями Сомегар и Девора, женщина-пророчица. Когда израль­тяне были под игом царя ханаанского, Девора повелевает Вараку быть военачальником на войне. Он не соглашался, если она не пойдет с ним; и она, женщина, пошла вместе с ним. Во время сражения неприятели обращаются в бегство и военачальник Иавина, Сисара, пришедши к одной женщине по имени Иаили, просит напиться; она дала ему молока вместо воды. Когда он, напившись, заснул, тогда эта женщина, взяв кол, пронзила им висок его. Так умер Сисара, и Варак, пришедши, увидел его мертвым. Тогда Девора воспела по­бедную песнь. Опять израильтяне предаются в руки мадиани­тян, потому что они часто прогневляли Бога. Тогда явился Гедеону ангел и убедил его начать войну. Потом Господь повелевает ему заколоть упитанного тельца у отца своего, при­несть жертву всесожжения и разрушить жертвенник Ваала. Он сделал так и принес жертву всесожжения Богу. Гедеон, — он же и Иероваал, — просит знамения, которое и со­вершилось на руне. Он получает повеление отпустить все войско и удержать только триста человек. Сделав так и вышедши с светильниками и трубами, он поразил врагов. Тогда умерщвлены Орив и Зив, князья мадиамские, и цари Зевей и Салман. По смерти своей Гедеон оставил семьдесят сынов и одного от наложницы, Авимелеха. Последний, умер­твив семьдесят братьев, овладел царством; но спустя не­много времени понес наказание за братоубийство. Когда во время сражения он подошел к одному городу, то женщина поразила его в голову обломком жернового камня, и он умер. После Авимелеха был судиею Фола; после Фолы — Иаир. Сыны израиль­ские прогневали Бога и преданы были в руки аммонитян. Тогда князья народа просят быть военачальником на войне с аммонитянами Иефеая, сына блудницы, изгнанного братьями из отеческого дома, и предоставляют ему власть. Он согла­сился и, прежде всего, отправил послов к царю аммонитян, но не убедил его; дав обет Богу принести в жертву пер­вого, кто встретит его, если он возвратится с войны, напа­дает на врагов; победив их, он приносит в жертву собственную дочь, потому что она первая вышла ему навстречу. Опять израильтяне прогневали Бога и преданы были в руки иноплеменников. Тогда рождается Сампсон. Увидев одну женщину в Фамнафе, он полюбил ее и пожелал вступить с нею в законный брак. Родители его сначала препятствовали этому, потому что она была иноплеменница; но, увидев его настойчивость, не противились. Когда он пошел перего­ворить о ней, то встретился ему лев, которого он растерзал своими руками. Когда нужно было совершиться браку, он, опять отправившись в путь, увидел сот меда в челюсти убитого им льва и, взяв, ел и дал родителям, а собесед­никам своим предложил загадку: из ядущего, т.е., из уст льва, вышло ядомое, и из сильного — вместо горького — слад­кое (Суд.14:14). Он обещал, если отгадают, дать им трид­цать рубашек и тридцать верхних одежд; а если не в состоянии будут отгадать, то они должны дать ему столько же. Недоумевая и не находя разгадки, они стали угрожать жене его смертью, если она не узнает от него значения загадки. Она узнала, открыла им, и они сказали и получили подарки. Самп­сон разгневался; отец невесты, испугавшись, отдал ее одному из брачных друзей его; это еще более оскорбило его; поймав триста лисиц и зажегши факелы на их хвостах, он пустил их на поля иноплеменников. Когда таким обра­зом он сжег их хлеб на полях, они сожгли дом не­весты вместе с нею и отцом ее. Сампсон и после этого не смягчил гнева своего, но продолжал нападать на них. Они же объявили войну израильтянам и требовали Сампсона; израильтяне, связав его, выдали врагам. Но он, разорвав узы и нашедши ослиную челюсть, избил ею тысячу человек; по­том, почувствовав жажду, помолился Богу, и из челюсти по­текла вода, и он пил. Оттуда он пошел в Газу к блуд­нице, и окружили его враги; но он в полночь, взяв город­ские ворота и положив их на плечи, вышел. После того Сампсон полюбил одну женщину, по имени Далилу, и взял ее себе в жены. Вельможи иноплеменников обещали ей ты­сячу сто сребренников, если она узнает от него, каким образом он может быть лишен силы. Когда она старалась узнать, то он сначала обманывал ее; но, наконец, когда она настойчиво требовала, сказал ей правду, — что он лишится силы тогда, когда кто-нибудь острижет его волосы. Она изве­стила вельмож, и усыпив его, распорядилась остричь его, и он лишился силы. Иноплеменники, взяв его, ослепили и по­садили в темницу. Потом они веселились и вывели его из темницы, чтобы насмеяться над ним; но он, горько засто­нав и призвав Господа, чтобы он укрепил его, обхватил столпы дома и, поколебав их, обрушил дом на вельмож, на самого себя и на множество прочего народа; и погибло людей больше того, сколько погибло их от него при жизни его. После этого мужи из колена Данова начали войну, взяли Лаис, дали ему свое имя и поставили там истукан для бо­гослужения. Один левит, когда разгневалась на него налож­ница его и ушла в дом отца своего, пошел взять ее к себе; взяв ее и возвращаясь домой, он остановился на пути в Гаваоне Вениаминовом у одного старца. Жители Гаваона, окру­жив дом, требовали странника, чтобы надругаться над ним. Старец готов был отдать им дочь свою девицу; но они, взяв наложницу, ругались над нею целую ночь. Когда же наступило утро, то, отпустив ее, удалились. Пришедши к дому, в котором находился муж ее, она умерла от поругания. Левит, вышедши и нашедши ее мертвою, рассек ее на две­надцать частей и послал ее двенадцати коленам. Они возне­годовали на случившееся и, вооружившись, потребовали выдачи тех, которые оскорбили женщину; когда же их не выдали, они объявили войну; но в первый раз были поражены, и во второй также, а после третьего сражения истребили все колено Вениаминово, кроме убежавших шестисот человек. Этому колену грозила опасность совершенно погибнуть, потому что они не имели жен и сыны Израилевы поклялись не выдавать за них своих дочерей; поэтому израильтяне избили тех, кото­рые не сражались вместе с ними против сынов Вениамино­вых и отдали последним девиц их в числе четырех сот. Но так как этого числа было недостаточно, то израиль­тяне позволили им во время праздника выйти и похитить девиц без ведома родителей.Обозрение книги Руфь.Ноемминь, по смерти своего мужа и сыновей и по оконча­нии голода, из-за которого она переселилась в страну моавит­скую, приходит в Иудею. Одна сноха ее, по ее убеждению, осталась в стране моавитской; а другая, которой имя Руфь, не смотря на то, что свекровь сильно убеждала ее остаться, не со­гласилась, но последовала за нею. Руфь выходит замуж за Вооза, родственника Ноеммини, и рождает Овида, Овид — Иессея, а Иессей — Давида царя.Обозрение четырех книг Царств.Елкана, у которого было две жены, от одной из них не имел детей. Когда он пришел в Силом принести жертву, то эта жена молится Богу, потом рождает Самуила, и отдает его в дом Господень навсегда, как обещала прежде, нежели зачала его. Первосвященником был тогда Илий. Сыновья Илия, Офни и Финеес, были распутные и нечестивые юноши, бравшие части от жертв, прежде нежели они были приносимы Богу. Илий благословил Анну, и она имела еще трех сыновей и двух дочерей, а Самуил преуспевал в добродетели. Илий, услышав о проступках сыновей своих, — они даже и прелюбо­действовали, — сделал им словесный выговор; но они не вра­зумлялись. Илию предвозвещается погибель его дома и сыновей за грехи последних; и Самуилу объявляется о неумолимом гневе Божиим на дом Илия, и он возвещает об этом Илию. Иноплеменники вступают в войну с израильтянами и, поразив, обращают их в бегство. А когда сыновья Илия вы­несли ковчег, то и они пали на войне вместе со многими дру­гими, а ковчег взяли неприятели. Некто пришел и возвестил об этом Илию. Он, упав со своего стула, расшибся и умер. Умерла и невестка его, когда услышала об этом. Иноплемен­ники внесли ковчег в храм Дагона, и он дважды падал и был сокрушен. Также и люди были поражены язвами на зад­них частях тела. Это были азотяне; и поле их наполнилось мышами. Они отсылают ковчег в Геф; и здесь жители были поражены. Посылают его в Аскалон; и там распространи­лась смертность. Тогда, по совету своих прорицателей, они сде­лали золотые подобия опухолей и мышей, и, положив их вме­сте с ковчегом на колесницу, запрягли коров, телят кото­рых заперли в хлев. Коровы пошли прямо в Вефсамис. Тамошние люди принимают ковчег и приносят жертву Богу, пред глазами иноплеменных князей. Но так как они не охотно приняли его, и сыны Иехонии не радовались, то произо­шло великое поражение народа. Убоявшись, жители Вефсамиса отсылают от себя ковчег в дом Аминадава. Тогда израиль­тяне обратились к Богу, и на войне с иноплеменниками по­бедили их, по молитве Самуила, и взяли города, которые те отняли у них. Когда же Самуил состарился, а сыновья его не шли по пути его, то иудеи, собравшись, требуют царя. Самуил огорчился этим, но Бог говорит ему: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою, — т.е. то, чего может требовать от них царь (1Цар.8:7-8). Самуил засвидетельствовал; но они требовали настойчиво. В то время пропали ослицы Киса, отца Саулова. Отец послал его искать их. Не отыскав, он по совету спутника приходит к Самуилу спросить о них. Бог указывает его Самуилу и гово­рит: его помажь в царя. Саул пришел и спрашивает Са­муила: где прозорливец? Так звали пророков. Тот отвечал, что это он сам, и привел его в Ваму, где приносилась на­родная жертва; там угостил его и, отправившись вместе с ним поутру, возлил на него из сосуда елей, поцеловал его и сказал ему, что он будет начальствовать над народом; потом, указав ему некоторые знамения, отпустил его, и Саул стал пророчествовать. Родственник Саула спрашивает его, куда он ходил. Он отвечал, что искал ослиц. Соби­рается народ в Массифе; Оаул поставляется царем. Царь аммонитский восстает против жителей Галаада; они посылают послов к Саулу; он пришел, сразился вместе с ними и жестоко поразил неприятелей. Устраивается празднество в Галгалах. Самуил говорит речь народу; Он спрашивает: у кого взял я вола, у кого взял осла (1Цар.12:3)? Предложив им уве­щание повиноваться Богу, он молится, — и ниспадает дождь в день жатвы. Народ убоялся и сознался, что он согрешил, потребовав царя. Самуил опять увещевает, чтобы они следо­вали повелениям Божиим. Саул поражает иноплеменников. Они, раздраженные, нападают с большою силою. Израильтяне обращаются в бегство; остается один Саул. Он приносит жертву всесожжения Богу, не дождавшись Самуила, который ве­лел ждать его. Приходит Самуил, огорчается случившимся, угрожает Саулу тем, что царство будет отнято у него и пере­дастся другому, т.е. Давиду. Когда Саул сидел на холме и с ним было шестьсот человек, то сын его Ионафан с своим отроком, тайно напав на неприятелей, убивает не­скольких из них. Саул, увидев это и напав на смущен­ных неприятелей, жестоко разбивает их, причем дает клятву, что никто не будет вкушать ничего до вечера. Иона­фан, не слышавши этого, вкусил меду. Саул приходит и спрашивает Бога, должно ли преследовать врагов; Бог не отвечает ему. Он понял, что совершен грех в народе. Когда был указан Ионафан, то Саул готов был предать его смерти, но народ спас Ионафана из рук его. Самуил возвещает Саулу, чтобы он поразил амаликитян, проклял у них все, и никого не щадил. Он не послушался, пощадил царя их Агага и стада мелкого и крупного скота. Самуил, пришедши и увидев это, разгневался и сказал: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1Цар.15:22). И при этом угрожал ему отнятием царства. Саул принуждал Самуила идти вместе с ним; но тот не хотел; потом, будучи принужден, пошел. После того Самуил, приказав при­вести к нему Агага, умертвил его собственными руками. С того времени он не видал Саула до дня смерти его, но плакал о нем. Потом Самуил посылается Богом по­мазать Давида; он пошел и помазал. Тогда овладел Сау­лом дух лукавый, и приводят к нему Давида, чтобы он пел и укрощал лукавого духа. Когда пришел воевать Го­лиаф, и все были в страхе, Давида посылают навестить братьев. Пришедши в лагерь, он спрашивает, какая будет награда тому, кто убьет этого иноплеменника. Ему сказали: дочь царя отдана будет за него. Он пришел к Саулу, и обещался убить иноплеменника. Тот не верил; но, наконец, послал его без оружия, потому что он не мог носить ору­жия. Давид, пустив камень в лицо Голиафа, свалил его и, отрубив ему голову его же мечом, блистательно вышел из сражения. Ионафан, увидев его, привязался к нему душою, очень полюбил его и дал подарки; но Саул стал завидовать ему, потому что хоры дев пели: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч (1Цар.17:7). Саул бросил копье в Давида, чтобы убить его; но он убежал. Чем более Давид приобре­тал у всех любовь, тем более Саул досадовал; и, желая погубить его, обещал выдать за него свою дочь, если он умертвит сто человек врагов; он умертвил и сделался зятем царя. Когда настала другая война, Давид опять отли­чился; а Саул еще более возненавидел его, и сказал сыну своему Ионафану, что хотел бы убить Давида. Тот уведомил Давида и советовал скрыться; когда же умилостивил отца, то привел к нему Давида. Когда опять настала война, Давид снова отличается и опять убегает от Саула, который хотел поразить его копьем. По совету жены он убегает из дома. Саул посылает взять его, но она сказала, что он болен. Саул, узнав, что он убежал, стал укорять дочь, и, выве­дав, где был Давид, посылает привести его оттуда. Так как посланные не возвратились, но, оставшись там, стали про­рочествовать, то пошел сам Саул. Давид приходит к Ионафану и объявляет, что Саул покушается на его жизнь. Если хочешь, говорит, завтра удостовериться точнее, то во время обеда я удалюсь; потом, если отец твой спросит о причине, скажи, что, по случаю жертвоприношения в городе, я испросил позволение отлучиться; если он перенесет это спо­койно, то я не буду подозревать ничего худого; если же он рассердится, то, очевидно, что он готовит против меня козни и мщение. Ионафан так и сделал и Саул так рассердился, что покусился убить своего сына. Ионафан, выскочив из-за стола, ушел в поле и стал бросать стрелы, — это было услов­ным знаком, — и, побежав сзади отрока своего к тому месту, где скрывался Давид, сказал: смотри, стрела впереди тебя: скорей беги, не останавливайся (1Цар.20:37,38). Давид по­нял, что означали эти слова и, по удалении отрока, падает в объятия Ионафана и плачет; Ионафан советует ему бежать и помнить условия, которые состояли в том, чтобы Давид ни­когда не лишал милости дома Ионафанова, ни при жизни, ни по смерти его. Давид приходит к первосвященнику Авиме­леху. Тогда он ел хлебы предложения и взял меч Голиафа, сказав, что он спешно послан куда-то царем. Оттуда он приходит к Анхусу, потом в Одолам, и поручает царю моавитскому домашних своих. Когда Саул сетовал пред слугами своими, что никто не содействует ему и не предает Давида, Доик, идумеянин, который случайно видел Давида, когда он приходил к первосвященнику, известил царя о случившемся. Саул призвал священников, и так как при­сутствовавшие не хотели убить их, повелевает Доику сделать это. Он убил триста пятьдесят мужей, носивших ефод, и истребил город их Номву. Об этом возвещает Давиду один из сынов первосвященника, успевший спастись. Давид опечалился и оставил спасшегося при себе; потом освободил от врагов Кеиль. Услышав, что Саул идет против него, он ушел оттуда в пустыню Зиф. Саул, услышав об этом, преследует его; но во время преследования, получив известие о нападении неприятелей, удаляется. Потом, по возвра­щении с войны, Саул опять стал преследовать его, и вошел в пещеру, где находился Давид и приближенные его. Хотя все советовали Давиду убить Саула, он не послушался, и не дозволил хотевшим сделать это. Когда Саул вышел из пещеры, то последовал за ним и Давид, закричал ему и показал ему и его злобу, и свою справедливость. Саул запла­кал. Тогда умер Самуил. Давид посылает просить даров у Навала за то, что сберег его стада. Тот не только не дал, но еще оскорбил его в лице посланных. Давид, вооружив­шись, пошел, чтобы убить его. Об этом узнала Авигея, жена его, и взяв дары, встретила Давида, и после многих просьб отклонила его от этого намерения. По смерти Навала она де­лается женою Давида. Саул, услышав, где находится Давид, опять идет против него. Когда он и все войско его спали, приходит Давид с Авессою. Этот советовал убить врага, но Давид не послушался, а взяв лежавший у головы его кув­шин и копьё, отошел на далекое расстояние и, закричав, раз­будил военачальника Саулова и укорял его в беспечности, в том, что он не стережет царя; показал копье и кувшин, и укорял Саула, что он преследует человека, не сделав­шего ему никакого зла. Тогда Давид убегает к Анхусу, по­тому что не считал безопасным находиться близ Саула. Да­вид получил от Анхуса Секелаг, делал набеги на неприя­телей, и приобретал много имущества и овец. Тогда собрались иноплеменники против израильтян, и Саул вопрошает чревовещательницу. Давид был удален из войска Анхусова, по­тому что князья иноплеменников не позволили ему идти вме­сте с ними, опасаясь, чтобы он не предал их войска; он находит Секелаг сожженным, и не находит там женщин, потому что они были отведены в плен. Вопросив Бога, должно ли преследовать (врагов), и получив в ответ, что должно, отправился в погоню. Узнав от египетского слуги, где враги расположились лагерем, он напал на них неожиданно, разбил их, взял добычу и разделил ее поровну как между сражавшимися, так и между оставшимися при обозе. Когда произошло сражение иноплеменников с израильтянами, пали Саул, Ионафан и два другие сына его; взяв Саула, неприя­тели повесили его на стене Вифсана, т.е. Скифополя. Но жители Иависа, пришедши, взяли его и Ионафана и погребли.Вторая книга Царств.Некто приходит объявить Давиду, что он убил Саула; но Давид умертвил его, и оплакал Саула и Ионафана. Его по­мазывают на царство, и он посылает послов к жителям Иависа галаадского похвалить их за то, что они погребли Саула. Авенир, военачальник Саула, поставил царем над израиль­тянами сына Саулова Иевосфея (у св. И. Златоуста здесь и далее это имя заменено именем внука Саулова, сына Ионафанова, Мемфивосфея). А над коленом Иудиным воцарился Давид. Когда сошлись друг с другом Иоав, военачальник Давида, и Авенир, военачальник Саула, и про­изошло сражение между юношами, Асаил, брат Иоава, погнался за Авениром; и хотя последний неоднократно советовал ему возвратиться, он не слушался. Тогда Авенир убивает его, и, призвав Иоава, увещевает прекратить войну. Война продолжа­лась между домом Сауловым и домом Давидовым, и первый ослабевал, а последний усиливался. Авенир берет себе на­ложницу Саула; Иевосфей укоряет его. Разгневанный Авенир посылает к Давиду, обещая предать ему весь народ и сам приходит к нему. Давид угостил его. Когда услышал об этом возвратившийся с войны Иоав, то, отозвав Авенира, он коварно умертвил его, мстя за кровь брата. Давид, узнав об этом, проклинает Иоава, оплакивает Авенира и погребает его с великою честью. Рихав и Ваана, тайно убив Иевосфея, при­шли в Давиду, думая, что угодили ему этим убийством. Он же умертвил их. Тогда Давид делается царем всего на­рода, и приходит в Иерусалим к Иевусею; хромые заграждают ему путь; он берет крепость и строит себе дом. Ему по­могал Хирам, царь тирский. Иноплеменники сделали нападе­ние, но Давид вышел и разбил их. Когда же они опять сделали нападение, Бог запрещает ему идти им навстречу, Когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, говорит Бог, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское (2Цар.5:24). Давид переносит ковчег и умирает Оза, потому что простер руку свою к ковчегу. Когда переносили ковчег, Давид скакал, а Мелхола укорила его. Давид пожелал построить храм, но это было воспрещено ему чрез пророка Нафана; он молится Богу и благодарит Его за обетования, которые услышал. Да­вид поразил иноплеменников, и моавитян и сирийцев, а золотое оружие, которое взял, перенес в Иерусалим, откуда впоследствии взял его Сусаким, царь египетский. И много при­ношений Давид посвятил Богу. Он удостаивает Мемфивос­фея (св. отец называет здесь и далее Мемфивосфея тем именем, каким, он назван в 1Пар.9:40: Мемфиваал), сына Ионафанова, царского стола и отдает ему все иму­щество Саула, а Сиве с детьми, бывшему рабу отца его, пове­левает служить Мемфивосфею. Посылает послов к царю аммо­нитян утешить его, когда умер его отец; но тот, по совету своих вельмож, наносит оскорбление людям, посланным Давидом для утешения. Вследствие этого начинается война; сна­чала Давид посылает Иоава, а потом отправляется сам и обращает врагов в бегство. Далее говорится об Урии и Вир­савии и о младенце, который умер. После того рождается Соломон. Иоав осаждает Равваф и, одержав верх над этим городом, посылает к Давиду, желая предоставить ему победу. Амнон, сын Давидов, воспламенился страстью к сестре своей Фамари и, притворившись больным, обесчестил ее, когда она пришла посетить его. Услышав об этом, брат ее Авесса­лом приглашает царя на пир; так как царь не пошел, то он упросил, чтобы по крайней мере пришли братья; когда же они собрались, то во время пиршества, по его приказанию слуги умертвили Амнона. Услышав об этом, Давид много плакал и разгневался на Авессалома. Тот убежал. Спустя три года, когда смягчился гнев царя, Иоав хитроетью, при по­мощи фекойской женщины, убеждает царя дозволить Авесса­лому возвратиться. Впрочем и по возвращении отец не хотел тотчас видеть его, но два года он жил в Иерусалиме, не показываясь царю. Авессалом призывает к себе Иоава; но этот не послушался; Авессалом зажег его поле, и тогда Иоав по необходимости пришел к Авессалому, был послан им к царю, примирил их и привел его к Давиду. Авессалом завел у себя колесницы и коней, принимал приходящих на суд с великою честью, ободрял их, как правых, сожалел, что никто не может защитить их, и говорил: о, если бы меня поставили судьею в этой земле (2Цар.15:4), и таким образом распола­гал к себе народ. Авессалом восстает против Давида. Давид, услышав об этом, удалился из Иерусалима, оставив наложниц своих в городе. Еффею, желавшему идти вместе с ним, он сначала не дозволил этого, но так как тот настаивал, то дозволил. Когда они перешли поток, Да­вид повелел священникам возвратить ковчег в город, а сам решился ожидать у горы Елеонской, на случай, если они найдут возможность передать ему какую-нибудь тайну царя. Да­виду встречается Хусий, которого он посылает разрушить со­веты Ахитофела, советника Авессалома. Когда он отправился далее, приходит Сива и, обвинив господина своего Мемфивос­фея в том, будто он хочет воцариться, получает все иму­щество его от Давида. Семей проклинал Давида; Давид удер­жал Авессу, хотевшего умертвить его. Хусий приходит к Авес­салому и уверяет его, что пришел к нему с дружествен­ными чувствами. При совещании о том, что нужно делать, Ахи­тофел советует Авессалому войти в связь с наложницами отца его. Он и сделал это на крыше дома, так что все ви­дели. Ахитофел предлагает еще другой совет: взять с собою несколько тысяч человек, напасть на Давида и убить его. Но Хусий, призванный дать совет, опроверг совет Ахитофелов, убедив подождать несколько времени, и потом уже, пригото­вившись, напасть на Давида. Этот совет понравился более; так случилось по устроению Божию. Тогда Хусий посылает сы­нов священнических и чрез них уведомляет об этом Давида. Ахитофел же, которого совет не принят, удавился. Давиду приносят множество даров. Собрав войско, он послал его на сражение, сказав: сберегите мне отрока Авессалома (2Цар. 18:5); а самому ему не дозволили выйти. Происходит сраже­ние, и между многими павшими был убит и Авессалом, за­цепившийся волосами за дерево. По умерщвлении его, сражение прекращается. Иоав посылает Хусия уведомить Давида о по­беде. Давид, услышав об этом, плакал о сыне, пока Иоав, вошедши к нему, переменил его настроение и убедил при­нять войско с радостным лицом. Царь созывал бегущих израильтян, Авесса же убеждал покориться Давиду тех, ко­торые были к этому расположены раньше. Когда он перехо­дил Иордан, пришел Семей и сознался в своем грехе, Авесса хотел умертвить его, но Давид не дозволил. Пришел и Мемфивосфей, не умытый, в грязных одеждах, с отращенною бородою, с большими ногтями, со всеми знаками скорби по случаю войны против Давида. Царь спросил его, почему он не пошел вместе с ним. Он отвечал, что он просил Сиву, слугу своего, посадить его на осла, — а Мемфи­восфей был хром, — но тот не сделал этого. Тогда Давид повелевает ему и Сиве разделить между собою поле. Верзел­лия, который многим снабжал царя во время войны, Давид хотел взять с собою; но тот отказался по старости; потому вместо него Давид взял его сына. Тогда войско разделяется и многие переходят к Савею. Давид посылает Амессу вое­вать против него; но Иоав коварным образом убивает Амессу и осаждает город, в который удалился Савей. Бывшие в городе, по совету женщины, отрубив голову Савея, бросили ее со стены Иоаву и таким образом избавились от войны. Наступает на земле голод; для прекращения голода нужно было выдать гаваонитянам некоторых потомков Сауловых; при этом Давид спасает Мемфивосфея ради клятвы, данной Ионафану. Он выдает сынов и внуков Саула, и погребает Саула и Ионафана во гробе Киса. После того происходят войны. Давида не пускают на войну, чтобы он не подвергся опасности. Тогда он произносит 17-й псалом. Исчисляются заслуги и подвиги начальников Давидо­вых, Иоав получает повеление исчислить народ, и исчисляет. Оказалось израильтян 900000 и иудеев 400000, способных носить оружие. Тогда приходит пророк Гад, предлагая Да­виду выбрать одно из трех наказаний, которому он должен подвергнуться: или три года голода, или три месяца бегства от преследующих неприятелей, или три дня моровой язвы. Он избрал три дня моровой язвы, и умерло, с утра до обеда, 70000 человек. Тогда Давид говорит: вот, я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего (2Цар.24:17). Наказание прекратилось. Давид получает повеление поставить жертвенник на гумне Орны и принести жертву; он так и сделал. Адония (имя Адонии у св. И. Златоуста читается Орния), сын Дави­дов, угощает приверженцев Иоава и Авиафара, как бы буду­щий царь. Приходит Вирсавия, по совету пророка Нафана, и извещает об этом Давида. Между тем как она говорила, вошел и Нафан, устроив все так, чтобы поставить царем Соломона. Вышедши, они посадили Соломона на царского ло­шака. Тогда пророк Нафан и священник Садок отправились к потоку Гиону, помазали Соломона и сказали: да живет царь Соломон (3Цар.1:39). Ионафан сын (Авиафара), пришедши, возвестил об этом пировавшему Адонии. Все убежали, а сам Адония, боясь Соломона, прибежал к жертвеннику. Его выводят оттуда; он пришел и поклонился царю. Приближаясь к смерти, Да­вид убеждает Соломона соблюдать закон Божий, — потому что за это он достигнет исполнения данных ему обетований; дает завещание наказать Иоава и Семея, а детей Верзеллия почтить и удостоить царского стола, и умирает после сорокалетнего царствования.