Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные

"Весь состав псалмов делится на пять частей или пять книг, по подобию пятикнижия Моисея, и каждая часть оканчивается словами: буди, буди. Первая часть, от начала до 40-го псалма, обнимает 40 псалмов; вторая часть, от 41-го псалма до 71-го, обнимает 31 псалом; третья часть, от 72-го до 88 псалма, обнимает 17 псалмов; четвертая от 89 псалма (молитва Моисея) до 105, обнимает также 17 псалмов; пятая часть от 106-го, до конца" (Григорий Нисский. О надпис. псалмов. Кн.1. Гл.4. Епифаний. О мерах Гл.5. Иероним. Послан. к пресвитеру Киприану). Но сие есть деление ветхозаветное. В христианском церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 кафизм или седаний, так как после прочтения сих отделений братии позволялось сидение. Каждая кафизма разделяется на три славы. По замечанию И.Златоуста в первых отделениях Псалтири находящиеся псалмы имеют более скорбный, а в последних более торжественный характер (Беседа на Пс.11). Самый последний псалом славянской Библии, по свидетельству надписания его, стоящий вне числа остальных псалмов и не разделенный стихами, не существует в еврейской книге псалмов и есть неканоническая прибавка. Во всех 150 псалмах всех стихов, по круглому счету упомянутого предисловия слав. первопечатной Библии, 2600.

Из многих отеческих толкований на книгу Псалтирь, вызванных необычайно широким церковным и вне-церковным и келейным употреблением этой книги, как повседневного христианского молитвенника, православному читателю ее, при встрече не вполне ясных выражений, обращаться надлежит в особенности к Беседам на псалмы свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Нисского, Феодорита и др. "И сына своего научи петь преисполненные любомудрием псалмы Давида", - учит И.Златоуст, - "для первого начала обучения возьми псалмы, говорящие о воздержании или прежде всего о несообщении с нечестивыми, псалом с сею именно целью и другие правила по воспитанию детей: о необходимости обращаться им с людьми праведными, о воздержании чрева, об удержании рук, о нестяжательности и проч." (И.Златоуст. На Посл. к Колосс. Беседа 9, 2). Глубокая христианская древность завещала и нам обычай начинать книгою Псалмов Давида самое обучение детей грамоте. "Псалом - охрана младенцев и отрокам утешение".

28. Собственно же учительными или премудростными книгами, давшими имя всей второй части Библии, называются книги Соломона. Как имя царя-пророка Давида неотделимо от священной песни, так имя царя Соломона ведомо всему миру по его Богопросвещенной мудрости. Коль преумудрился еси в юности твоей и наполнился еси яко река разума. Землю покры душа твоя, и исполнил еси притчами гаданий: пройде имя твое во острови далече: в песнех и паримиах и в притчах удивишася тебе страны (Сир.47:16-19). И царица Савска услыша имя Соломоне и имя Господне и прииде искусити его притчами. И рече царю Соломону: истинна суть словеса, яже слышах в земли моей о словесех твоих и о смысле твоем: приложил еси премудрость и благая к сим паче всякаго слуха. Буди Господь Бог твой благословен, Иже восхоте тя дати на престол Израилев (3Цар.10:1,6,9). Хотя в своей мудрости Соломон излагал весьма много премудрых изречений (3Цар.4:32), но та мудрость, в изречении которой его руководило непосредственное от Св.Духа озарение, заключается в трех его книгах: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней, имеющих тесную связь между собою. "В Притчах Соломон учит юного возрастом и изречениями наставляет его в обязанность жизни; посему и речь его здесь часто прямо обращается к сыну. В Екклезиасте он наставляет мужа зрелого возрастом, чтобы в мирских вещах он ничего не мнил быть вечным, но все видимое считал тленным и скоропреходящим. Наконец в Песне Песней в объятиях Жениха души человеческой, Христа, он приводит уже мужа приготовленного, совершенного и преклонного возрастом" (Иероним. Толк. на Екк.1:1). Кроме сих трех канонических книг, имя Соломона носит еще четвертая книга, "Премудрости Соломона". Синопсис, именуемый Афанасиевым, считает возможным и ее приписывать Соломону. "Написа же Соломон книги в числе правильных (канонических) положенные три: Притчи, Екклесиаста и Песни Песней, и кроме сих иную, вне правильных, яже нарицается Премудрость Соломонова. "Некоторые думают, говорит И.Златоуст, что Соломон написал только три книги, а другие приписывают ему и ту, которая надписывается Премудрость, утверждая, что и она есть подлинное его произведение" (Синопсис Златоуста). Но в еврейской Библии имя Соломона носят только три первые книги. Как славное имя Давида распространилось в предании и на такие псалмы, которые ему не принадлежали, так и имя Соломона перешло на другие книги, не принадлежащие ему, а только по подобию его книг написанные.

29. Книга Притчей. "Притчи суть изречения мудрых, как бы загадки, которые сами по себе представляют одно, но дают разуметь еще нечто другое. Так в Евангелии Иоанна ученики Господни, после того, как Он, оставив сокровенный образ речи, начал беседовать с ними открыто, говорят Ему: се ныне не обинуяся глаголеши, а притчи никоея не глаголеши (Ин.16:29); следовательно под притчею разумеется не ясный, но сокровенный ход речи. Поелику же и в сей книге таких изречений много, то Соломон и надписал ее: Притчи. Самое же название притча (в греческом: паримиа) произошло оттого, что подобные изречения выставлялись написанными на путях, для вразумления и исправления проходящих (паримиа по древнему объяснению сего слова значит придорожное, т.е. полезное наставление, встреченное на пути). Писались же они при дороге для того, чтобы люди мимоходом испытывали написанное и получали наставление. Поэтому иные определяют притчу так: притча есть придорожное изречение, переносящее мысль от чего-либо одного ко многому. По своему же внутреннему содержанию находящиеся здесь притчи излагают разного рода учение, а именно: 1) познание премудрости и наказания; 2) разумение словес мудрости; 3) извития словес; 4) уразумение правды истинной; 5) исправление суда; 6) познание притчи; 7) изречения мудрых; 8) загадки и темные слова (Притч.1:2-6)"

"1) Притчи дают познание премудрости и учения. Так как язычники утверждают, что они имеют мудрость, и еретики говорят, что они имеют знание, то Соломон и показывает, в чем состоит истинная мудрость и истинное знание. Услышав его Божественные изречения, всякий мудрый премудре будет.

2) В кн. Притчей заключается разумение словес мудрости, то есть приобретение познания о едином истинном боге. Что касается язычников, то одни из них богом называли вещество, а другие уподобили его идолам; находятся в заблуждении также и еретики касательно истинного Бога. Против них-то Соломон и излагает истинное понятие о Боге, говорит о его неизреченности: 25:2, о промысле: 15:3,21; 22:2; 23:13, о правосудии: 15:8,25. О миротворении говорит не просто, но утверждает, что Господь все сотворил Словом Своим и премудростию, так как свойство истинного Бога составляет то наипаче, что Он есть Отец Сына. Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше престол Свой на ветрех и егда крепки творяше вышие облаки, бех при Нем устоя. Аз бех, о нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицеем Его (8:26,27,30).

3) Далее в книге Притчей заключаются извития словес, то есть такие изречения книги, в которых исследователь, вращая их умом, открывает и находит сокровенный в них смысл. Таковы например следующие изречения: спасется от зноя сын разумный, ветропленен же бывает на жатве сын беззаконный (10:5); или: прилежи о злацех, сущих на поли, и пожнеши траву (17:25), и сему подобные.

4) Притчи называются уразумением истинной правды. Такие притчи предлагаются потому, что некоторые исказили слово: правда. Одни называют правдою возвращать то, что кто-либо получил на сохранение, а другие называют правдою воздавать добром за добро, злом за зло. Но такие определения не точны и не верны. Посему-то Соломон учит истинной правде и полагает ее в том, чтобы отдавать каждому то, что ему приличествует. И именно, прежде всего: чти господа от праведных трудов твоих (3:9); потом: чти царя, и родителям надлежащий воздавай долг, всем - подобающее. Это один вид правды. Другой состоит в том, чтобы подчиняться разуму и не уклоняться в неумеренность, да тя не постигнет совет злый, о, оставляющий учение юности (2:16,17). Кто так устрояет себя и соблюдает свойственную каждой стороне души деятельность здравою и невредимою, тот достиг разумения истинной правды.5) Притчи Соломона учат исправлять суд. Это значит судить праведно по закону Божию, как написано: отверзай уста твои слову Божию и суди вся здраво (31:8); рассуждай убога и немощна (ст.9). Это суд произносимый открыто. Но есть еще суд сокровенный, по которому судящий других с тою же строгостию должен судить и истязывать самого себя, налагая запрещение на себя, когда возгорается гнев, обуздывая себя, когда заяинается страсть, возбуждая разум, когда он засыпает. Кто же бывает строгим судией самому себе, тот научится исправлять суд и не услышит от другого: научая инаго, себе ли не учиши?6) Далее, в сей книге содержатся притчи в собственном смысле, каковыми в Новом Завете называются уподобления, например в словах господа: чесому уподоблю Царствие Божии или коей притчи приложу е? (Мк.4:30). Такие притчи суть следующие: якоже исходищее снега в жатву зноя пользует, тако вестник верен пославших его (Притч.25:13) и другие.7) Содержание книги Притчей называется еще изречениями мудрых. Так называются не хитросплетенные слова, обольщающие видом правдоподобия, но точные, как бы дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы, например, следующие: сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу сетует. Сердце правое ищет чувства, уста же ненаказанных уразумеют злая (15:13-14). Обыкновенно люди определяют дела по последствиям, премудрый же открывает причины действий, чтобы, зная причины зол, человек остерегался их, и представляет как бы краткий очерк движения души. Таково, например, изречение: ненависть воздвигает распрю, всех же нелюбопрительных покрывает любовь (13:4). Или: остроязычный без совета творит (14:17). Все эти изречения более указывают на нравственную сторону, на причину действий. Если ты исследуешь каждое изречение книги, ты найдешь, что оно сказано и написано для того, чтобы слушающие, познавая причины зол и благ, избегали худого, а творили доброе.8) Наконец в сей книге есть гадания и темные слова. Это - изречения, сказанные так глубокомысленно, что читающий их сначала скорбит, как будто они ничего не выражают, и только тщательно вникнув, открывает их смысл. Таковы, например: пиявмца име три дочери, любовию возлюблены, и три сия не насытишася ея, и четвертая не удовлися рещи: довольно (30:15). Таково содержание книги Притчей" (Синопсисы Златоуста и Афанасия).О цели книги Притчей св. Григорий Нисский говорит: "как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся чрез сие к понесению больших тудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающими их гибкими в духовных подвигах" (Григорий Нисский. Точное истолков.на Екк1:1). Поэтому и св. отцы в своих собственных обращениях к ученикам излагали наставления по подобию притчей Соломона. Таковы краткие изречения св. Антония Вел, Макария Вел., препод. Аввы Исаии. Св. Ефрем одну из своих бесед наименовал: "Подражание притчам (Соломона)". Подобными же подражаниями притчам Соломона и Премудрости Соломона, явившиеся еще в ветхозаветные времена. О том значении, какое книге притчей всегда придавала христианская Церковь, можно судить из того, что именем книги притчей или паримий на церковном языке стали называться все вообще церковные чтения из Ветхого Завета, кроме псалмов. После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно в дни св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше чем когда-либо человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паримий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам.30. Книга Екклесиаст так называется потому, что сам писатель ее, Соломон, так назвал себя в начале книги: глаголы Екклесиаста, сына Давидова, царя Израилева, во Иерусалиме (1:1). Соломон был именуем различно. Екклисиастом же он назван потому, что он сам и проповедывал народу то, что приял от Св. Духа. В сей же книге он любомудрствует относительно естества вещей. Поелику египтяне и другие язычники воображали, что постигли оное и слагали разные о сем басни, то Соломон, по указанию св. Духа, останавливает покушающихся испытывать сие словами: не может человек изобрести творение, сотворенное под солнцем: елика аще потрудится человек изобрести и не обрящет (8:17), отвергая, при этом, и суеверный страх египтян относительно дня рождения человека: блюдый ветра не сеет, и смотряяй во облацех не пожнет: в них же несть ведый, кий путь духа, якоже кости во чреве раждающия (11:4,5). Предавшись умозрениям о каждом виде сотворенных существ, Соломон пришел к заключению, что исследования этого рода ни к чему не приводят и доставляют человеку только труд; премудрым и праведным становится человек не от знания, но от деятельной жизни. И елика аще речет мудрый уразумети, не возможет обрести: тем же все сие вдах в сердце мое, и сердце мое все сие виде (8:17); яко праведни и мудри, и делание их в руце Божией (9,1). Посему, оставляя исследование о сем, Соломон обращается к рассмотрению человеческой жизни, наблюдает различные обстоятельства, среди которых люди вращаютсяи приходит к заключению, что и здесь все управляется Божиим промыслом: ни легким течение, ниже сильным брань, ниже самому мудрому хлеб, ниже разумным богатство, ниже ведущим благодать: яко время и случай случится всем им (9:11). И никто не может располагать сими случаями по своей воле: яко кто человек, иже пойдет в след совета, елика сотвори в нем (2:12). Человек в сей жизни ни над чем не имеет власти, разве только делать зло или делать добро и приготовлять во исходе дела свои. Ибо и еже ясть и пиет, сие даяние Божие есть (3:13). Итак, исследование о том, как произошло все видимое и приобретение сокровищ и наслаждений удовольствиями, вся сия суета суетствий и более ничто же, точию излишество совета и произволения усилование. Но, говоря о суетности настоящего, Соломон тем самым показывает вечность будущего, увещавая памятствовать о вечных, и знать, что бужет некогда кончина мира, в день в оньже подвигнутся стражие дому, и превратятся мужие силы, и упразднятся мелющие (12:3). Соломон говорит и о том, что последует за кончиною мира: яко все творение приведет бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще лукаво (12:14). Упоминая о будущем суде, Соломон указывает воскресение мертвых и воздаяние по делам" (Синопсис Афанасия). - (Синопсис Иоанна Златоуста сохранился не в полном виде: обозрения книг Екклесиаста и Песнь Песней в нем ныне не находится. - Прим. авт.). "Неправо некоторые думают, что книга Екклесиаст возбуждает к наслаждениям и роскоши; напротив, здесь содержится учение, что не должно стремиться к тому, что тотчас по достижении его нами преходит" (Иероним. Толк. на Еккл. 1:1). "Но кто-нибудь скажет: если то и суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? И как оно может быть суетно, будучи делом рук Божиих? И много есть подобных возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклесиаст суетными; отнюдь нет. Не небо суетно, не земля суетна, нет! - ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это добра зело. Что же суетно? Нужно внимательно послушать, что называет суетой сам Екклесиаст: сотворих ми вертограды;сотворих ми поющих и поющия; и стяжание скота и стад много ми бысть; собрахми злато и сребро и видех, яко вся суета (2:6-11). Послушай, что говорит и пророк: сокровиществует человек и не весть кому соберетя (Пс.38:7). Итак, вот что суета суетствий: обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надменность; это - суета, ибо произошло не от Бога, но составлено людьми. Когда же и как это бывает суетою? Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но те же деньги не суетны, когда они употребляются с доброю целию, на вспомоществование бедным. Когда ты употребляешь деньги на удовольствия, посмотрим, какое отсюда происходит следствие? Головная боль, вялость, расслабление тела. Как тот, кто стал бы наливать воду в просверленный сосуд, трудился бы напрасно, так и человек, исполняющий себя удовольствиями (Екк.5:9). Мы облекаемся в дорогие одежды; и что пользы от этого? Никакой. Даже и благочестие может быть суетно. Так было с некоторыми из Еллинов. Они вели строгую жизнь, но по пустому, не имея в виду одного тщеславия, для сеискания почета от толпы" (И.Златоуст. Беседы на Посл. к Ефес. Беседа 12, 1). Как и все другие свящ. книги Ветхого Завета, книга Екклесиаст имеет свое отношение к новозаветному таинству. "Самое имя Екклесиаст, - говорит св. Григорий Нисский, - значит правитель Церкви, собирающий заблудших и рассеянных духовных овец во едино стадо; здесь Он и беседует с составляющими Церковь. Подобно тому, как поющий лик обращает взоры на уставщика, пловцы на кормчего, военный строй на военоначальника, так и составляющие полноту Церкви должны взирать на Правителя Церкви, Екклесиаста-Христа" (Григорий Нисский. Истолков. Екк. Беседа 2. Гл.1). Подробные толкования книги Екклезиаст читатель найдет у блаженного Иеронима, св. Григория Нисского и других. На общую же тему, данную книгою Екклезиаст о суетности земных вещей, находится неисчислимое количество собеседований, древних и новых.