Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные

22. Следующие три исторические книги нашей Библии, книги Товита, Юдифь, Есфирь, касаются отдельных лиц свящ. истории. Притом первые две книги в еврейской Библии вовсе неизвестны, и потому, как прибавления только греческой Библии, считаются неканоническими. Книга Есфирь есть и в еврейской Библии, но не во всем объеме нашего текста: те части славянского текста, при которых не показано счета стихов, суть дополнения греческого текста, первоначально неизвестные.

"Книга Товита так называется потому, что содержит историю о самом Товите, происходившем из колена Неффалимова, но взятом в плен и жительствовавшем в Ниневии". Товит являет собою образ испытанной и награжденной добродетели.

Его от некоего демона, и возвратившаго ему зрение и Богатство. Книга написана Товитом или вообще в семействе Товита. Ангел, благодетельствовавший товиту, оставляя его, завещал ему: напишите вся, яже совершишася, в книгу (12:20)".

23. Книга Юдифь так называется потому, что содержит повествование о Юдифи, как чрез нее Бог спас сынов израильских и поразал Олоферна. Далее совершилось так6 когда царь Ассирийский Навуходоносор, в войне с Арфаксадом, царем Мидийским, требовал помощи от всех народов до Египта и не получил ее, то, после победы над Арфаксадом, обратил оружие против тех, которые отказали ему в помощи. Военачальник Олоферн, посланный с большим войском, всех их поработил, за исключением сынов Израилевых, которые продолжали противостоять ему. Первосвященник Иоаким написал жителям города Ветилуи, чрез который путь лежал Олоферну, заградить его. Олоферн обложил город осадою и овладел его водою. Когда, вследствие сего, жители города изнемогли от жажды и начальствующие намеревались уже сдать город, тогда Юдифь, сняв с себя одежды вдовства (она оплакивала мужа и всегда пребывала в посте), украсилась как невеста и, убедив жителей не сдавать города раньше пяти дней, вышла к Олоферну, прельстила его свое. Мудростью и умертвила его, и тем обратила в бегство все Ассирийское войско" (Синопсис Златоуста и Афанасия). Таким образом книга Юдифь представляет поучитально изображение благочестивого мужества. Описанное в книге событие нужно относить ко времени пленения Манассиина.

24. Книга Есфирь называется так потому, что содержит повествование об Есфири, о том, как чрез Есфирь Бог спас иудеев от угрожавшей им погибели и погубил врага их Амана. Царь Артаксерокс, отвергнув жену свою, искал в царстве своем благообразнейшую из женщин, чтобы взять ее женою, и таковую нашел в Есфири иудеянке, имевшей родственника Мардохея, одного из плененных при Седекии, навлекшего на себя в то время гнев упомянутого Амана, царедворца. Узнав, что Мардохей был иудей, Аман, с согласия царя Артаксерокса, предписал, чтобы все, находившиеся в царстве Иудеи, в 14-й день 12-го месяца, были избиты. Узнав о сем, Есфирь ходатайствует пред царем за обвиненных и устроением Божиим успевает в этом настолько, что вместо иудеев были избиты враги их вместе в Аманом. "В память о сем событии в 14-й и 15-й день двенадцатого месяца, который назывался Адар, был установлен праздник, называемый фурим, который иудеи проводили с особенным торжеством, воспоминая о своем спасении" (Синопсисы Златоуста и Афанасия). О написании повествования книги Есфирь свидетельствует самая книга словами: написа же Мардохей словеса сия в книгу и посла иудеям, близ и далече сущим (Есф.9,20).

Таким образом, по порядку нашей славянской Библии мы рассмотрели 20 книг Ветхого Завета, называемых историческими, потому что в них, по выражению Пространного Катехизиса, изображается история благочестия в ветхозаветное время.

25. Следующая затем в порядке греческой и славянской Библии седьмерица книг: книга Иова, Псалтирь, притчи Соломона, Екклезиаст, песнь Песней, премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова, по своему содержанию именуется учительными книгами (Православный Катихизис) или премудростными, понеже в них разуму и истинной премудрости научаемся (Предисл. к первопечатной слав. Библии); а по форме своего изложения стихотворными, писанными стихотворным порядком (Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Епифаний, Иоанн Дамаскин и друг.). Что касается учения, изложенного в сих книгах, то оно будет видно в обозрении содержания каждой книги; о форме же их внешнего стихотворного изложения надлежит сказать предварительно.

Вся Библия разделена на так называемые стихи и каждое приводимое из Св. Писания изречение у нас называется стихом из Библии; но этим не показывается, что все Св. Писание написано стихотворной речью. Деление св. текста а стихи сделано для удобства указания и приискивания отдельных изречений в св. книгах, по подобию лишь того, как это делается в особенно поэтических книгах, где подобным образом сосчитываются и нумеруются все поэтические строки. Отличие же собственно стихотворной речи свящ. книг от прозаической, по словам Афанасия Великого, есть то, что она изложена в расширении, то есть расширенными или повторяющимися, иначе сугубыми предложениями, между тем как прозаическая речь свящ. книг изложена в сокращении, то есть сжатыми единичными предложениями. Это расширение или сугубое выражение мысли ныне называется параллелизмом членов, по правилу коего, для возвышения мысли, ее выражают двумя и даже тремя подобными предложениями, а с тем вместе и чувство читателя или слушателя возводят к должному возбуждению двумя или тремя ступенями.Например:Благословлю Господа на всякое время,Выну хвала Его во устех моих (Пс.33:2).Или:Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс.50:1)