Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 393, того же. Поелику находящее на меня забвение нередко уничтожает памятование многих моих согрешений, иногда же и совершенно не вспоминаю о них, то спрашиваю: что мне делать?

Ответ Варсонофия. Есть люди неграмотные, которые имеют верных заимодавцев и, будучи совершенно уверены в них, если забудут что-либо, говорят им: мы отдадим, сколько состоим должны, по вашему счету. Так и ты, какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему: Владыко! Поелику и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, единому Сердцеведцу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; ибо тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам их, ибо Ты препрославлен во веки, аминь.

Вопрос 394. Иногда я соблазняюсь о какой-нибудь вещи и вдруг оказывается, что соблазнился несправедливо, от сего прихожу в стыд, - попускается ли сие от Бога к (моему) исправлению, или происходит от лукавого к осуждению?

Ответ Варсонофия. Если вникнем в силу прежнего ответа, то найдем, что он идет и к этому вопросу; ибо как в нем сказано, что если самыми делами не покажем памяти страха Божия и происходящего от нее умиления, то осудимся, - так равно и здесь. Ибо если самым делом покажем, что мы вразумились обличением, то оно (проистекает) от Бога ко спасение нашему; если же нет, то от внушения бесовского к осуждению нашему.

Вопрос 395, того же. Ежели я потеряю вещь и, боясь осуждения, не осуждаю того, (у кого, как думаю, она находится), однако подозреваю его: не прилично ли будет узнать, действительно ли она у него, ибо я не могу перенести ее потери.

Ответ Варсонофия. Узнать, у него ли твоя вещь, не будет неприлично. Если же и окажется, что она у него, то не старайся нанести ему стыда, но довольствуйся тем, что нашел свою вещь.

Вопрос 396, или прошение. Некоторый христолюбивый муж исповедал грехи свои тому же Cтарцу, прося и прощения в них.

Старец же отвечал ему так: открывающий свои согрешения оправдается в них по словам Писания: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис, 43, 26), и еще: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5). Брат, будем беречь себя вперед, а прежнее Бог простил нам.Вопрос 397, того же. Скажи мне, отец мой, как душа моя, имея многие язвы, не плачет?Ответ Варсонофия. Кто знает, что он потерял, тот будет о том плакать. И кто желает (достигнуть) чего-либо, тот совершает многие странствования и претерпевает многие скорби, ожидая получить желаемое им.Вопрос 398, того же. Кто хочет сделать доброе дело, но лишь ради своей собственной прибыли, или по другому (побуждению) своей воли, - тому вменяется ли сие в правду?Ответ Варсонофия. Мы знаем, что если кто, соблюдая пост, примешает что-нибудь к нему по своей воле или (постится), ища человеческой славы и приобретения от нее, то пост его бывает мерзок Богу. И израильтяне постились, но поелику, во время поста, делали обиды и исполняли свою волю, Бог укорял их чрез пророка Исаию: не сицеваго поста Аз избрах (Ис. 58, 5), глаголет Господь; так и здесь. Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу. Сие можно познать и из Божественного закона; он говорит: мешанаго семени да не сееши на селе твоем ниже да сотвориши себе ризы от волны и льна (см. Втор. 22, 9, 11; Лев. 19, 19). И если хочешь убедиться, что сказано так о делателях, то Екклезиаст указывает на это, говоря: во всяко время да будут ризы твоя белы (Еккл. 9, 8), показывая тем, что дело сие должно быть всегда чисто. Если же примешивается к делу что-либо по особенной воле делающего, то оно уже осквернено и неугодно Богу. И Господь касательно дел говорил Своим ученикам: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их (Мф. 7, 1516). Итак, постараемся делать дело Божие не ради чего-либо другого, но только ради единого Бога. Если же не так, то Бог не имеет в нас нужды, чтобы дело совершалось через нас, ибо не оскудеет у Бога человек, чрез которого дело Его будет исполняться непорочно. Итак, делая благое, будем бодрствовать над собою, чтобы как-нибудь, ради воли нашей, не сделать труд наш бесполезным.Вопрос 399, того же. Будучи вообще медлен в учении, я изучаю псалмы скорее прочего; от Бога ли случается так со мною или от демонов?Ответ Варсонофия. Сколько помогает тебе Бог, учись со смирением. Чтобы легко изучать слово Божие, сие не от диавола, ибо оно есть семя Божие; но когда кто не внимает Богу, тогда враг сеет и свои плевелы. Желая смирить свой помысл, скажи ему пример: кто получит от владыки своего серебро, подобно оным (евангельским) рабам и не приобретет и не умножит его, чему тот подвергается? И помысл ответит тебе, что он подвергается тому же, чему и раб, который скры сребро господина своего (Мф. 25, 18). А ты скажи ему: итак, не высокомудрствуй, наполнив воздух бесплодными словами, ибо они служат лишь в осуждение мне.