Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 827. Рукополагая (клириков), я оставил одного, потому что был огорчен им, а теперь сокрушаюсь и сам, ибо не знаю, хорошо ли поступил или нет.

Ответ. Если бы справедливо опечалился на него за нерадение его или за другое явное согрешение, то хорошо сделал (что оставил его). Если же ты наказал его так, огорчась на него по плотскому мудрованию, то ты должен покаяться и рукоположить его сам собою (без его просьбы).

Вопрос 828. Поелику мне много бывает беспокойства от различных лиц, просящих о рукоположении некоторых, то я и рассудил наконец не рукополагать никого. Но один христолюбивый муж, возлюбленный и верный нам, много трудящийся Бога ради, ходатайством о нас у людей сильных просит нас рукоположить некоторого мирянина, свидетельствуя о нем, что он человек добродетельный. Должен ли я сделать сие ради него?

Ответ. Когда бы ты возлагал всю свою надежду на Бога, то не имел бы ни о ком попечения. А доколе еще нуждаешься в помощи человеческой, за благоугождение тебе должен и ты воздать благоугождением другим, ибо в Писании сказано: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6, 31). Впрочем, если (как говоришь) просящий тебя человек добродетельный, а равно добродетелен и тот, о котором он свидетельствует, то ты не должен смущаться ни о свидетельстве, ни о рукоположении, ибо тот и понесет суд (кто свидетельствует). Если же ты знаешь, что человек, о рукоположении которого тебя просят, недостоин сего, и в каком-либо отношении носятся о нем недобрые слухи, то ты не должен послушать просьбы и сделать его (клириком), потому что тогда ты сам дашь за сие ответ пред Богом.

Вопрос 829. Некоторые оказались манихеями и, избегая наказания, удалились в другое место, дабы креститься как-нибудь (а не как должно). Как повелеваешь мне поступить?

Ответ. Относительно явных манихеев ты должен написать, запрещая хотящим их крестить и объясняя, кто они такие, и от них уже зависит крестить их или нет, ибо не все, как следует, внимательны к делам, и не все знают, что таковым потребно многое тщание, долгое время, слышание Божественных слов и оглашения от благочестивых священников, для того чтобы быть им принятыми (в Церковь), а не тотчас, и не как-нибудь, потому что это дело страшное. И где нет желания по Богу, там мы должны вспомнить нашего Владыку, сказавшего: не дадите святая псом (Мф. 7, 6) и прочая.

Вопрос 830. От царя было обнародовано повеление, которым воспрещалось язычникам и раскольникам совершать свои праздники, и некоторые пришли уже после Святой Пасхи - одни с тем, чтобы креститься, другие, чтобы присоединиться к Церкви. Должно ли принять их, и когда удостоить их крещения и святого общения?

Ответ. Желающих просветиться (крещением) надлежит принять; преподать же им святое крещение во Святую Четыредесятницу или на святое Вознесение Спасителя, и седмица эта послужит для них вместо праздника. А как скоро откроется, что кто-либо приступает к сему с умыслом или, просто сказать, по страху царского повеления, скажи ему: если ты приступаешь только вследствие повеления, то это грех, если же со страхом Божиим, ради (вечной) жизни, то приобретешь два блага: и пользу жизни вечной, и пользу телесную. То же самое должно сказать и желающим присоединиться к Церкви, и когда скажут: мы приступаем Бога ради, - приими их тотчас, ибо они христиане.Вопрос 831. Некто из иноверных взят был в стране верных (за преступление), и многие говорят, что его должно умертвить или сжечь: хорошо ли это или нет?Ответ. Ни убивать, ни сожигать его не следует, ибо не христианское это дело; но наказать телесно - это дело человеческое, - и поручить кому-нибудь из боящихся Бога, чтобы он научил его пути Божию, и таким образом тот просветит его (истинным познанием Бога).Вопрос 832. Отец мой! Много отягощают меня люди, которые скоры на обиду ближнего; противореча им, я делаюсь им врагом, не получаю ни от кого помощи, скорблю и хочу оставить свою Церковь.Ответ. Скажи мне, грех ли преступать заповедь апостольскую, или нет? Очевидно, что решительно это грех. А если грех, то знай, что апостол говорит: привязался ли еси жене? Не ищи разрешения (1 Кор. 7, 27). Ты взял себе в жену Церковь: не ищи же оставить ее, а иначе всячески подвергнешь себя искушению и будешь раскаиваться в своем поступке. Итак, все, постигающее тебя, претерпи доблественно и впоследствии получишь милость от Бога, ибо Он говорит: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Противостань злу, и Господь покорит врагов твоих под ноги твои, и они, напротив, сделаются друзьями тебе; до смерти подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе (Сир. 4, 32). Не ищи усильно помощи от людей; ибо имеющий надежду на человека скоро падает. Помощь Божия сильнее помощи бесчисленного множества людей; ибо Писание говорит: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек? (Пс. 117, 6). Итак, утверди сердце свое в Господе, мужайся, крепись, и Господь будет с тобою.833. Прошение того же к Великому Старцу: Владыко! Я не противлюсь тому, что ты повелеваешь мне; но помолись о мне, дабы я получил помощь от Бога и был покрыт от восстающих на меня искушений.Ответ. Знаю, что я ничтожен и не имею такой молитвы, какой хочет Бог; но, впрочем, тот, кто просит кого-либо помолиться о нем, должен присоединить и свой малый труд к молитве молящегося о нем, ибо написано: много может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16), то есть вспомоществуемая тем, кто просил молитвы. Итак, Ангел ваш должен знать, что Бог немало покрывал и покрывает тебя молитвами святых; но внимай тому, как молится о тебе диакон, произнося слово апостольское: право правяща слово Твоея истины (2 Тим. 2, 15), и ты право прави. И не устыдись человека (сильного), не человекоугодничай ни перед кем, и получишь благодать перед Богом и людьми; также не мудрствуй по-человечески, ибо всякое дело человеческое (совершаемое не по Богу) мерзко пред Богом; и да не преогорчит никого (твоя) Церковь, но да будет она образцом всякой справедливости; и Бог будет в тебе, и ты в Боге, и Он сохранит тебя от всякого зла и от всех сетей вражиих. Господь наш Иисус Христос (да будет) со духом твоим. Аминь.