Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 849. Так как церковные постановления запрещают поздние (вечерние) зрелища [148] и зрелища, бывающие в языческие праздники, а правитель хочет нарушить это, то как повелишь написать ему о сем?

Ответ. Напиши ему так: по слову апостольскому, ты Божий бо слуга есть (Рим. 13, 4) и имеешь повеление сохранять заповеди Его, равно как имею то же повеление и я, итак, нам надлежит хранить права и преимущества Церкви во славу Божию и похвалу нашу. Любя вас, как нашего друга, напоминаю вам о сем, ибо неприлично христианам и подобным вам христолюбцам увеселение человеческое, служащее ко вреду душевному, предпочитать служению Богу.

Вопрос 850. Поелику некоторый знатный и сильный муж, наш гражданин, проживающий в Константинополе, весьма старается о том, чтобы ввести у нас сии зрелища, то не повелишь ли написать ему что-либо? И если он захочет вредить нам, помолись, чтобы он не мог сего сделать.

Ответ. Напиши ему так: Сын мой, вся молитва наша состоит в том, да умножит Бог веру христианскую и страх Свой (в людях) и да вознесет рог Церкви Своей. Он есть надежда спасения нашего. Вникни в то, откуда мы получаем помощь во время нужды, если не от Церкви и молитв святых. И прибегающий к ним находит (помощь и молитвы) в нужное время; всякие же зрелища суть не что иное, как уловки (сети) диавольские, и старающийся о устроении их отпадает от стада Христова и делается добычею диавола. Мы же знаем, что вы чада Церкви Христовой и всегда стараетесь делать угодное Ему, и не имеете нужды в учении, а лишь в напоминании, чтобы не входить в общение с теми, которые стремятся учредить зрелища диавольские, ибо во время нужды они не могут принести никакой пользы, а разве только погубить стремящихся к ним. Если же чье сердце обращено к Богу, и кто расположен учреждать угодное Ему, таковой с дерзновением призывает Его в день печали, и услышит его Тот, Кто каждому подает по делам его. Вы знаете, что преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7, 31), вера же Божия пребывает вовек.

Напиши ему сие и, подвизаясь о вере Божией и имея в том помощником Бога, не бойся вреда от людей; ибо противящийся Ему потопляется, как фараон в Чермном море, а несомненно верующий Ему стал неподвижно на твердом камне.

Конец ответам святых отцов Варсонофия и Иоанна,

Богу же в Троице покланяемому слава. Аминь.

Из жизни Святого Нифонта Цареградского1. Некоторый брат вопросил блаженного Нифонта: Скажи мне, отец мой, слово на пользу, как мне спастись?В ответ на сие Старец сказал ему: Сын мой! Если ты хочешь жить посреди людей, то должен исполнять следующее: отнюдь никого не порицать, не осуждать, не гневаться, никого не уничижать, также не помышлять о себе, что сделал когда-либо доброе дело, и остерегайся говорить: такой-то живет хорошо, а такой-то невоздержно, ибо сие-то и значит: не судите (Мф. 7, 1). Но на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением, с одинаковым помыслом, в простоте сердца, и принимай всех, как Самого Христа. Не приклоняй уха твоего к человеку, который клевещет (на ближнего), и не услаждайся (беседою) такового, но содержи уста твоя во многом молчании, будучи медлен на беседу и скор на молитву. И не укоряй никогда клеветника или другого кого, делающего беззаконие, но всегда смотри на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно.2. Брат сказал: Это, отец мой, возможно лишь совершенным подвижникам.Блаженный отвечал: Сын мой! Юность если имеет смирение, сего ей достаточно, ибо Бог ничего более не требует от юного, как только чистоты и смирения. Ты же, сын мой, будь кроток и смирен, сострадателен и милостив, считай себя хуже всех людей, и будешь поистине жить с Богом. Подвизайся и о том, чтобы не мечтать о себе: я достиг в меру такого-то святого; но говори себе всегда так: знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никогда не сделали Бога ради, и горе нам, о, унизившаяся, что мы сделаем в день судный? Во все течение жизни твоей, сын мой, молись как грешник, говоря на всякое время: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! И: Боже, очисти мя грешного! Повторяй всегда и эти слова: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18, 1314). Знай же и то, что не должно удовлетворяться добрыми своими делами, и не уповай на них, потому что не знаем, угодны ли они или не угодны Богу. А посему уповай более на Бога и на силу Его, считай себя за бесполезный прах. Отсюда и (последует) исправление.3. Брат опять сказал: Отец мой! Каким образом человек может побеждать всякое искушение, находящее на него от врага?Старец отвечал: Сын мой! Если найдет на тебя какое-либо искушение, победа ему состоит в молчании, смирении и в том, чтобы говорить: благослови отче! Все же дела смиренномудрого благоугодны Богу и похвальны пред святыми Ангелами Его, грозны же и страшны бесам. Итак, сын мой, будь смирен и весьма сокрушен сердцем, дабы Дух Святой возжелал вселиться в тебя, и Он подаст тебе силу отвергнуть от себя всякое житейское попечение.