Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Предуведомление одного древнего Святого Мужа,предавшего писанию сии вопросы и ответы, к желающим читать предлежащию книгу

Просим читающих сию книгу принять с благоговением и верою написанное в ней, более же стараться достигать благодатию Христовою подражания житию и деянию изрекших сие старцев, ибо они, обучая себя во всех обстоятельствах жизни, в продолжение долгого времени, терпением и верою по Богу, подвизаясь, по слову святого апостола (2 Тим. 2, 5), законно и последуя во всем пути святых отцов, оказались достойными получения от Бога таковых дарований.

Приступая же к чтению написанного в сей книге, мы должны знать, что одно (из сего) было сказано к отшельникам, а другое к пребывающим в общежитиях; одно к живущим в духовном согласии [8], а другое к священникам и христолюбивым мирянам; одно к юным, то есть новоначальным, иное к преуспевшим уже и обучившимся долгим учением (Евр. 5, 14), а иное приближающимся к совершенству добродетелей; словом, что каждому из них прилично было услышать; ибо не всем приличны одни и те же наставления, но как в телесном возрасте снеди младенца, юноши и престарелого различны между собою, так бывает это и в духовном возрасте. Многократно же (старцы) отвечали и сообразно с душевною немощью делавшего вопросы, промыслительно снисходя ему, чтобы он не впал в отчаяние, как видим это в житиях старцев. И отнюдь не следует принимать за общее правило того, что так снисходительно было сказано некоторым по причине их немощи, но тотчас обратить внимание на то, что всячески ответ святых был сделан согласно устроению вопросившего, ибо случается, что и такой, истрезвившись (от омрачения греховного), по молитвам святых, приходит в устроение, приличное монахам, и тогда опять слышит от отцов полезное ему. Молю же вас о Господе, дабы вы поминали и мое смирение во святых молитвах ваших, как предавшего, помощию Божиею, писанию сии ответы, в пользу тех, которые будут читать их со страхом Божиим, да не послужат мне в осуждение слова святых, но да буду ныне и в день Суда покровен молитвами их и вашими. Аминь.

Ответы 1–100

Ответ 1, Великого Старца авве Иоанну, иноку обители святого Саввы, просившему (благословения) придти и поселиться в их общежитии.

Апостол написал: Начный дело благо в вас, Той и совершит е, даже до дне Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 1, 6). И Владыка наш сказал пришедшим к Нему: аще кто не отречется всего своего имения и рода, еще же и не возненавидит душу свою, не может быти Мой ученик (см. Лк. 14, 26, 33). Возможно же Богу и на нас исполнить оное слово; се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132, 1). И я молюся, чтобы ты достиг той меры (послушания Господу), о которой упоминается в Деяниях апостольских: елицы имеяху стяжание, продающе приношаху цены продаемых и полагаху при ногах апостол (Деян. 4, 3435). Зная, что твое намерение угодно Богу, я сказал возлюбленному сыну нашему Сериду, ради Бога укрывшему нас от людей (уповаем же на Бога, что и тебя с нами покроет): "Приими брата Иоанна с великою любовью и без всякого сомнения; еще за два года пред сим открыл мне Бог, что он придет сюда и что многие братия соберутся к нам. Я сохранил сие откровение втайне, пока узнаю, как устроит это Господь; когда же наступило время, объявил его вам". А как ты думал получить от меня какую-либо из носимых мною вещей, то вот, при брате же снял я куколь с головы своей и послал тебе ответ чрез него, сказав: "Отдай ему сей куколь, а вместо его принеси мне другой". Сохрани же его до кончины твоей; он покроет тебя от многих зол и искушений; не отдавай его никому, это - благословение Божие тебе от руки моей. Итак, поспеши довершить дело свое и освободиться от всего, как и мы освободились, и пребудь с нами беспопечительно, безмолвствуя в Боге.

И я, Серид [9], скажу тебе дивную вещь: когда Старец говорил сие, я подумал про себя: как могу удержать все сие в памяти, чтобы написать (после)? Если бы угодно было Cтарцу, то я мог бы принести сюда чернила и хартию и, слушая его, писать слово за словом. Старец же проникнул мысль мою, и лице его просияло, как огнь, и он сказал мне: "Поди, напиши, и не бойся; ибо если я скажу тебе и бесчисленное множество слов, с тем чтобы ты написал их, то знай, что Дух Божий не попустит тебе написать ни одним словом больше или меньше сказанного, хотя бы ты и сам пожелал того, но наставит руку твою, как написать сказанное в последовательном порядке".

Ответ 2, того же Великого Старца к тому же, предвозвещающий ему различные скорби, которые его ожидают, и телесную болезнь, а чрез них душевное преспеяние.Скажи брату Иоанну: утверди сердце твое подобно твердому камню (камень же разумею мысленный), дабы ты мог услышать, что я намерен тебе сказать. Внимай же себе, чтобы, услышав сие, ты не вознесся в сердце своем и не отпал от духовного обетования; потому что напыщение погубило многих и из достигших в меру (духовного преспеяния). Но приготовься к благодарению за все, слыша слово святого апостола: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18), и будешь ли ты в скорбях, или в нуждах, или в утеснениях, или в болезнях и трудах телесных, за все постигающее тебя благодари Бога. Надеюсь же, что и ты достигнешь в покой Его (Евр. 4, 3); ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Итак, не сомневайся душою твоею и не расслабевай ни в чем сердцем твоим, но вспоминай апостольское слово: аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Если не претерпишь страданий, не можешь взойти на крест. Когда же перенесешь сперва страдания, то войдешь и в пристанище покоя Его; и потом будешь безмолвствовать без всяких забот, имея душу, утвержденную во Господе и всегда прилепляющуюся к Нему, верою соблюдаемую, упованием радующуюся (Рим. 12, 12), любовию веселящуюся, хранимую Святою Единосущною Троицею; и тогда исполнится на тебе сказанное: да возвеселятся небеса, и да радуется земля (Пс. 95, 11). Ибо такова беспопечительная жизнь человека Божия. Отец, Сын и Святой Дух радуются о спасении души твоей, возлюбленный брат мой.Ответ 3, другого Старца [10] тому же [11], на прошение его побеседовать с ним.Скажи брату: прости меня Господа ради, - и желал бы я увидеть тебя, но, сберегая совесть других от (соблазна), не нахожу к тому удобства. Сорадуюсь же любви твоей о посылаемых тебе от Святого Старца благословениях, и блажен ты, что сподобился их.Ответ 4. Когда искушение постигло монахов того места, где пребывал авва Иоанн, прежде перехода его в общежитие (аввы Серида), и смущение готово было возникнуть еще во время пребывания его там, Великий Старец, провидя сие духом, пишет ему следующее:Напиши брату Иоанну: посылаю тебе три свидетельства от силы Божией и от Писаний Святого Духа, которыми возбуждаю твой ум к Божественной бдительности и к уразумению (внушений) Святого Духа для того, чтобы ты мог познать обстоятельства настоящего времени, каковы они. Первое свидетельство есть следующее: Бог сказал чрез пророка Исаию: идите, людие Мои, внидите во храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало, елико, елико, дондеже мимоидет гнев Господень (Ис. 26, 20). Второе свидетельство: изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 1718). Третье свидетельство: блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 1516). Я же говорю тебе: спеши к тому, что предстоит тебе, и скорее доверши дело свое, вспоминая Господа твоего, сказавшего: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62). Ибо вижу безмолвную жизнь, ожидающую тебя о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.Ответ 5, того же Великого Старца авве (Сериду), который опечалился тем, что авва Иоанн замедлил придти к ним, и заключил из этого, что он уже вовсе не придет.