Диавол очень хитер и имеет многотысячелетний опыт совращения людей в грех. Он хорошо знает индивидуальные особенности и слабые места каждого человека, знает, кого, когда и на какой грех можно склонить. В Отечнике описано, как преподобный Макарий, живший в пустыне, однажды видел диавола, идущего в монастырь. Был он в человеческом образе, одет в длинную льняную одежду, которая была вся в дырах. В этих дырах висели разнообразные сосуды. Великий старец спросил его: «Куда идешь?» Сатана отвечал: «Иду навестить братию». «Для чего же у тебя эти сосуды?» — спросил опять старец. Он отвечал: «Несу пищу для братии». Старец спросил: «И все это с пищей?» «Да, — отвечал сатана, — если кому одно не понравится, дам другое, если не это, так получит третье. Какое-нибудь, конечно, понравится». Сказав это, он пошел.

Отсюда видно, что бес всегда приноравливается к человеку, пытается найти в его душе лазейку, слабое место. Если, к примеру, человек имеет склонность к гордости, то именно этими помыслами враг будет его искушать. Если же кто-то неустойчив в отношении блудной страсти, то всеми силами враг будет стараться ввергнуть его в грех блуда или прелюбодеяния.

В духовной войне, которую диавол ведет против человека, он пользуется как оружием помыслами, то есть приносит в наш ум и сердце некоторые мысли, чувства и движения, причем делает это так тонко, что мы принимаем их за свои собственные. Ум человека — это источник, из которого проистекает вся его деятельность. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, из правильных и добрых мыслей рождается все доброе, а из злых и ложных — все злое. Любой грех, любое преступление всегда начинаются с некоторого помысла — с малой незаметной мысли, «неизвестно откуда» пришедшей в голову человеку. Святые отцы различают несколько стадий, через которые проходит человек от первоначального помысла до совершения греха на деле. Первая из них называется «прилогом». На этой стадии у человека на горизонте его сознания появляется некая пока еще не очень ясная мысль. Если человек не обратит на нее внимания, то мысль исчезнет и не будет иметь никаких последствий. Если же он обратит на нее внимание и заинтересуется ею, то наступает вторая стадия — так называемое «сочетание» или «собеседование»: человек начинает понимать мысль и обдумывать ее. Если здесь не остановиться, то процесс переходит в третью стадию, которая называется «сосложение» или «соизволение» — человек начинает соглашаться с помыслом. Если и тогда он не найдет сил остановиться, то наступает четвертая стадия, называемая у отцов «пленение». Здесь помысел уже овладевает человеком, и он начинает искать способ и обдумывать план, как совершить грех самим делом. И наконец, найдя способ, действительно совершает его — это последняя, пятая стадия.

Приведем пример. Сидит человек у себя дома, пьет чай и смотрит в окно. И вот в какой-то момент ему в голову «неизвестно откуда» приходит некоторый помысел — он вдруг вспоминает, что неподалеку от дома началась стройка и вчера туда завезли кирпич. А ему как раз нужен кирпич для ремонта. «Может быть, сегодня вечером пойти туда и взять? — говорит помысел. — Тем более что нужно-то всего штук сто, не больше». И человек начинает обдумывать эти принесенные злым духом мысли. Ум человека, по словам святых отцов, подобен непрерывно вращающимся мельничным жерновам, которые перемалывают все, что в них будет брошено. Подобно жерновам, ум анализирует и обдумывает все те мысли, которые в него попадают. И вот постепенно у человека созревает план, как наилучшим способом взять кирпич со стройки и доставить домой. И если человек не остережется, то действительно в конце концов исполнит внушение демона — впадет в грех воровства. Выражаясь полукриминальным языком нашего времени, демон провел спецоперацию по совращению человека в грех, спецоперация прошла успешно… Следует сказать еще, что время, которое проходит от появления помысла в уме до совершения греха на деле, может быть очень разным. Святые отцы говорят, что бес иногда с величайшим терпением в течение долгих лет склоняет подвижника к какой-либо страсти или греху — до тех пор, пока не увидит результата своих трудов. Иногда же бывает, что все пять стадий помысел проходит практически мгновенно. Часто так происходит, например, при впадении человека в грех блуда или прелюбодеяния. Следует также помнить, что если человек порабощен греху, то он является жалким рабом греха и диавола. При этом внешняя свобода человека не имеет значения. Если, например, какой-нибудь царь, или президент, или начальник, или просто великий талантливый человек — писатель, ученый, артист — порабощен греху, то никакой он не царь, не властитель и не великий, а жалкий и презренный раб греха. И наоборот, часто нищие и смиренные монахи, у которых нет ни денег, ни власти, ни особых талантов, имеют высшую свободу — свободу от греха и диавола. Для иллюстрации этой мысли можно указать на случай, происшедший с преподобным Варсонофием Оптинским, посланным к умирающему Льву Толстому. Толстой был известен своими антицерковными кощунственными выступлениями и находился в разрыве с Церковью. Отец Варсонофий поехал к нему с той надеждой, что, может быть, перед смертью он захочет покаяться и вернуться в Церковь. Тем более, что в последнее время жизни Толстой как будто бы сам тяготился таким разрывом и метался в поисках решения мучающих его вопросов. Однако, как видно, великий писатель всей своей предшествующей деятельностью дал диаволу слишком много прав над собой, и тот уже не захотел расставаться с принадлежащей ему добычей. Из миссии отца Варсонофия ничего не вышло — окружение Толстого не допустило его к писателю, и тот так и скончался без покаяния и в разрыве с Церковью. Когда старец вышел оттуда, его окружили корреспонденты. «Вот мое интервью, — сказал он им, — записывайте! Хотя он был и Лев, а не смог разорвать кольца той цепи, которой сковал его сатана».