Христиане — это люди, отказывающиеся от мира сего и стремящиеся войти в Царство Христово. Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем, говорит апостол Павел. Это означает, что на земле христиане — странники, они не считают землю своей родиной, своим постоянным местом жительства. Христиане имеют заповедь не привязываться к миру, к его богатству, славе, удовольствиям. «Не любите мира, ни того, что в мире», — заповедует нам Священное Писание.

Чтобы не привязываться к миру, нужно себя во многом ограничивать — в том, в чем не отказывают себе люди мира сего, то есть язычники. Когда какой-нибудь человек обращается к вере и перестает быть язычником, он отказывается от многих пристрастий и удовольствий, которыми жил раньше. Однако человек так устроен, что не может жить без радостей, без утешения. Проводя церковную жизнь и отказываясь от суетных мирских удовольствий, христианин приобретает другое утешение, духовное: Благодать Святого Духа, которая дает душе неземную радость, небесное блаженство.

Святые отцы говорят, что как рыбы живут в воде, так христиане живут в Благодати Божией. Рыба без воды не может долго жить, она начинает задыхаться. Точно так же и христианская душа начинает задыхаться, когда Благодать Божия ее оставляет. В начале нашего пути, когда мы только начинаем жить церковной жизнью, Господь часто дает большую Благодать, так что мы имеем в душе мир и постоянно радуемся. Нам легко выстаивать длинные церковные службы, у нас получается молитва, мы с радостью соблюдаем посты, Бог скоро слышит наши прошения. Так бывает вначале потому, что Господь, зная, что наша вера еще слабая, дает Свою Благодать даром, чтобы эту веру укрепить. Но по прошествии времени, когда мы немного укрепимся в вере, Господь отнимает Благодать, чтобы душа поборолась и показала свою верность Богу, чтобы явила свое произволение, чтобы научилась духовной брани и очистилась от страстей.

Потеря Благодати переносится христианином очень тяжело. Когда Благодать оставляет душу, тогда она погружается в бездну и мрак, на нее находит тьма. Душа тогда страдает и начинает метаться, к ней приступают невидимые враги, ее мучают плохие мысли. Страдания ее усугубляются еще тем, что христианин, ограничивающий себя в мирском, не может иметь удовольствий, пусть ложных и греховных, но все же удовольствий, которые имеют мирские люди. В таком состоянии человеку могут приходить помыслы сомнения в правильности избранного им пути. «Зачем мне все это нужно, — думает он, — вон люди и без Церкви прекрасно обходятся, живут в свое удовольствие, смеются от души и радуются жизни». О состоянии такого помрачения говорится в семьдесят втором псалме, где описано, как пророк, позавидовав нечестивым, благоденствующим в мире, усомнился: не напрасно ли он очищал свое сердце и омывал в невинности свои руки, не напрасно ли жил праведной жизнью. Вот и христиане, когда их оставляет Благодать, нередко начинают роптать на Бога и даже обвинять Его в том, что Он не помогает им, что Он равнодушен к их страданиям. Своим состоянием они как бы обращаются к Богу со словами упрека: «Вот, я служу Тебе, стараюсь жить по Твоим заповедям, а Ты мне не помогаешь, я погибаю от отчаяния, но никакой помощи не получаю. Неужели Тебе так трудно мне помочь?» Так роптали в пустыне евреи, когда Моисей вывел их из Египта, из страны рабства, чтобы вести в землю Обетованную… Иногда состояние такого помрачения продолжается довольно долго. Человек тогда погружается в уныние и может даже дойти до отчаяния. Что же нужно делать в этом случае и как бороться с такой бедой? Прежде всего, нужно набраться терпения и быть мужественным. Что бы с нами ни случилось и в какой бы беспросветный мрак мы ни погрузились, никогда нельзя отчаиваться, но при любых обстоятельствах нужно сохранить верность Богу. Так поступали святые угодники, например, праведный Иов, на которого в одночасье обрушились все мыслимые беды: он потерял всех близких и любимых людей, все свое имущество, свое здоровье, свое доброе имя — и несмотря на это не пришел в отчаяние и, по слову Писания, «не дал безумия Богу». Нужно также всегда помнить, что Господь попускает такую брань не просто так, а по известным Ему причинам и для нашей пользы — чтобы мы очистились от страстей, чтобы познали свою немощь, чтобы на опыте убедились, что без Бога мы бессильны и ничего истинно доброго сделать не можем.