Столь тяжкая брань, какая постигла святых Иова и Антония, редко попускается Богом. Понести великие испытания могут только великие души, большинство же людей на это не способны. Мы несем несравненно меньшие испытания, по своим силам. Однако даже их нам бывает переносить совсем не просто. Когда нас надолго оставляет Благодать Божия и находит мрак уныния, тогда мы должны твердо помнить, что помочь нам может только одно средство — снова вернуть себе Благодать Божию. Какие же есть способы для того, чтобы ее вернуть?

Таких способов у нас есть несколько, и, может быть, сильнейшим из них является добродетель милосердия. Это средство действует почти безотказно и практически всегда возвращает Благодать — даже в самых тяжких случаях. Милосердие — это дело помощи другим страждущим людям, которым часто приходится несравненно тяжелее, чем нам. По словам святителя Киприана Карфагенского, дела милосердия имеют столь великую силу, что, подобно Крещению, снова возвращают нам Благодать и милость от Бога. И есть множество примеров, когда это средство буквально перерождало людей, возводило из бездны отчаяния и в прямом смысле спасало от самоубийства и ада.

Священномученик Кронид Радонежский в книге «Троицкие цветки» рассказывает историю известного русского благотворителя Иннокентия Михайловича Сибирякова, жившего в конце XIX века. Сибиряков был сыном богатейших иркутских золотопромышленников, он рано лишился родителей и в молодости, попав в окружение дурных людей, встал на путь порока и греха. И вот однажды в чаду распутной жизни на него напала неизъяснимая смертельная тоска, которая была настолько сильной, что он решил застрелиться. Перед смертью он поехал в банк, чтобы сделать последние распоряжения о своем огромном состоянии. Когда он садился в экипаж, к нему подошла исхудавшая от голода женщина с ребенком на руках и попросила ей помочь. Сибирякову стало жаль ее, и он отдал ей все свои наличные деньги. Однако, сев в экипаж, он подумал, что этих денег ей хватит, может быть, на полгода, и решил помочь ей больше — обеспечить на всю жизнь. Когда он принял это решение, внезапно в его сердце, дотоле мучимом смертельной тоской, явилось что-то светлое — какое-то чувство, похожее на жалость, сострадание или даже радость. Сказав женщине, чтобы она его подождала, Сибиряков поехал в один из Петербургских банков.

Проезжая мимо Казанского собора и вспомнив, как он когда-то ходил сюда со своей покойной матерью, Сибиряков неожиданно для себя велел остановиться и, войдя в храм, подошел к чудотворной Казанской иконе Богородицы. Из глаз у него полились слезы, в душу его пришло покаяние, и он вдруг осознал, насколько пустой, порочной и скверной была его жизнь перед Богом. Там, в Казанском соборе, с Сибиряковым произошел настоящий переворот. В банк для окончания своих дел он не поехал. Мысли о самоубийстве исчезли без следа. После этого жизнь его получила совершенно другое направление, и в конце концов он, отрекшись от мира и приняв монашеский постриг, удалился на Святую гору Афон, где скончался схимонахом. Когда спустя три года после смерти обрели его кости, они были чистого янтарно-розового цвета. Как известно, это считается на Афоне верным признаком, что человек угодил Богу и прославлен Им на небе.

Случай, происшедший с Сибиряковым, говорит нам о том, что благотворение, может быть, скорее всех других добродетелей привлекает к человеку милость Божию, возвращает Благодать, прогоняет уныние и приносит душе мир и радость. Поэтому, братия и сестры, когда к нам приступает злой дух уныния, когда в течение длительного времени нам бывает тяжело, то не будем сидеть сложа руки, а постараемся сделать какое-нибудь доброе дело, например, дадим деньги бездомному, поможем больным или одиноким престарелым людям, отправим помощь заключенным, съездим на православную ярмарку и пожертвуем, сколько можем, на монастыри, строящиеся храмы или детские приюты. И тогда мы увидим, что в нашу душу снова придет Благодать от Бога, которая, подобно яркому свету, рассеет мрак печали, прогонит уныние и даст душе силы дальше идти христианским путем, не останавливаясь и не сворачивая в сторону. Аминь. Об основных свойствах Бога Все мы, христиане, веруем во единого Бога, Творца вселенной. А представляем ли мы себе, Кто наш Бог, каковы Его свойства? В какого Бога мы веруем? Увы, далеко не всегда мы это отчетливо себе представляем. Между тем наша вера непременно должна быть осмысленной, и хотя бы основные понятия о Боге мы обязательно должны иметь. Откуда же мы можем что-то знать о Боге? На этот вопрос один мудрый человек отвечал, что Бог дал нам две книги, из которых мы можем узнать о Нем, первая книга — это Библия, а вторая — это книга природы. Важнейшей из них для приобретения знаний о Боге является Библия, потому что в ней Сам Господь лично открывает нам о Себе. На основании Библейского Откровения святые отцы создали истинное, чистое, безупречное христианское богословие. Что же говорит оно об основных свойствах Бога?