Русские святые

Память его празднуется 29 июня в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.

Когда св. Александр Невский стал вел. князем, то первой его заботой было восстановление разоренной татарами Руси. В самой Золотой Орде он учредил, с разрешения хана, епархию для русских пленных; главным его сотрудником в этом деле был епископ Ростовский Кирилл. Во время своих посещений Золотой Орды этот святитель исцелил сына хана Берке и своими повествованиями о вере христианской обратил в христианство племянника хана Берке. Когда владыка Кирилл покинул Орду, новообращенный царевич последовал за ним. В Ростове еще со времен вел. князя Константина богослужения совершались с особенным благолепием, причем на одном клиросе пели по-славянски, а на другом по-гречески. Глубоко поразили они юного царевича. Он принял крещение с наречением ему имени Петр. После кончины святителя Кирилла (1261) новообращенному царевичу Петру явились свв. апостолы Петр и Павел и вручили ему серебро и золото для основания монастыря. С благословения нового ростовского епископа Игнатия (память его 28 мая) новый монастырь во имя Свв. Апостолов был создан на озере Неро, а царевич Петр женился на знатной татарской девице, проживавшей в Ростове со своими родителями, и имел многочисленное потомство. Он дожил до глубокой старости и принял перед кончиной постриг в Петропавловском ростовском монастыре.

• Царевичем Ордынским Петром основан Петровский монастырь (совр. Ярославская епархия) на оз. Неро.

Святитель Василий, епископ Рязанский (+ 1295)

Память его празднуется 3 июля в день преставления и 12 апр. в праздник Муромской иконы Божией Матери, 10 июня в день обретения мощей и вместе с Собором Рязанских святых, 21 мая вместе с Собором Муромских чудотворцев.

Святитель Василий был сначала епископом Муромским и много помогал пострадавшим от татарского нашествия; но по клевете он был изгнан. Тогда в присутствии огромной толпы он подошел к берегу Оки, распростер на воде мантию, осенил себя крестным знамением, стал на мантию и поплыл по воде, опираясь на посох. В другой руке он держал Муромскую икону Благовещения Божией Матери, ту самую, с помощью которой св. князь Константин (память его 21 мая) обратил муромцев в христианство. Толпа опомнилась, но было поздно. Святитель приплыл в Рязань и стал здесь епископом. 

Скончался он в 1295 г. В 1609 г. святые мощи его были обретены и перенесены в рязанский Рождественский собор, где была икона, изображающая шествие его по воде, и Муромская чудотворная икона, принесенная им с собой.

• Епископское служение свт. Василий начал в г. Муроме при дворе блгв. князя Георгия Ярославича. После чудесного перемещения по воде, вверх по Оке, служение продолжил он в Старой Рязани. В 1288 г. город и храмы его были разрушены татарским нашествием, святитель под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии к церкви свв. Бориса и Глеба в Переяславлъ Рязанский (совр. Рязань). • Житие святителя в Прологе помещено под 21 мая вместе с житием Муромских чудотворцев свв. князей Константина и чад его Михаила и Феодора. Над мощами свт. Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен Муромский образ Пресвятой Богородицы «Моление Василия». Надписи на гробнице с четырех сторон объясняют изображения: «Прибытие святителя Василия из Мурома в Старую Рязань с иконою Богоматери»; «Принятие его рязанским, князем Олегом»; «Прибытие в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя»; «Перенесение мощей от Борисоглебского собора в Рождественский». Впервые перенесение мощей святителя праздновалось 10 июня 1645 г.Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их (+ 1299)Память их празднуется 4 марта в день гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святыхВ 1299 г. немцы сделали набег на Псков и взяли его. Все мужское население, способное носить оружие, вышло из города и под предводительством князя Довмонта-Тимофея (1266—1299; память его 20 мая) изгнало врага и освободило город. Но немцы успели поджечь Спасо-Мирожский (основан в 1156 г.) и Снетогорский монастыри (Снетная, или Снежная, гора), находившиеся рядом с городом. В пламени погибли игумены Василий Спасо-Мирожского и Иоасаф Снетогорского монастырей и 27 иноков, между которыми сохранились имена иеромонахов Иосифа и Константина; погибло и множество женщин и детей, укрывшихся от врага за монастырскими стенами. Мученические останки, которые можно было собрать, были погребены в обоих монастырях. К лику святых они были причислены в XVII в. Прп. Иоасаф был возобновителем своего монастыря; он дал ему строгий устав, с запрещением его изменять, и сделал его лучшим монастырем своего времени.• Монастыри находились вне стен города и первыми принимали удары со стороны западных соседей, враждовавших с Псковом и Русью, как это и случилось при нападении ливонцев в 1299 г. Спасо-Мирожский монастырь теперь находится в черте города, Снетогорский, название которого происходит от горы Снетной (по обилию снетков во время весеннего лова близ нее), упразднен в XV в.Благоверные князья Феодор (+ 1299) и чада его Давид (+ 1321) и Константин (XIV в.), Ярославские чудотворцы