Под «духовным окормлением» мы понимаем ту область пастырской деятельности, которая предполагает непосредственно религиозный аспект жизни человека: отношения с Богом, участие в Таинствах и Богослужении, Исповедь, молитва, изучение Священного Писания, наставление ко спасению души для Вечной жизни, обретение Евангельского отношения к ближним.

В задачи «пастырской психологии», как нам видится, входит оказание окормляемому помощи советом, беседой, обучением в решении практических жизненных задач с позиции христианских нравственных ценностей, с использованием как практического житейского опыта, так и профессиональных знаний из различных областей духовных и светских дисциплин.

В Священном Писании неоднократно утверждается, что прежде, чем говорить человеку о Христе, необходимо облегчить его страдания, и дать то, в чем он нуждается прежде всего. Т.е. в первую очередь необходимо откликнуться на запрос человека, как это делал наш Господь, Который прежде исцелял нуждающихся в исцелении, а затем проповедовал Евангелие Царствия. Для помощи конкретному человеку мы стараемся использовать все, что помогает практически. У нас ежемесячно проходят семинары, мы приглашаем наиболее интересных психологов, а затем в составе команды нашего Центра работаем в области интеграции полученных знаний и христианской антропологии, выбирая как золото из песка то, что поможет нам еще качественнее и внимательнее нести наше пастырское служение.

— В Вашей практике приходится ли Вам сталкиваться с тем, что у людей возникают проблемы, после прихода в храм, ведь очень многие верующие производят впечатление довольно замкнутых и безрадостных людей...

— Да, к сожалению, такое встречается. В процессе воцерковления у человека могут сформироваться, мягко выражаясь, не совсем Евангельские представления о Боге: Бог карающий, наказывающий, ищущий — «за что же погубить грешника?..» Это может быть связано с личностными особенностями, семейными традициями, иногда со слишком доминантным пастырским руководством. Мне иногда приходится оказывать помощь химически зависимым людям. Но сегодня приходится встречаться с еще одной формой личностной деформации — религиозной зависимостью. Религиозная зависимость не имеет ничего общего с подлинной верой во Христа. Ее отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или старца для того, чтобы избежать этой ответственности. Наставник или старец должен установить регламент взаимоотношений с Богом: что читать, что есть, сколько спать. Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне правильными формулировками: «отсечь свою волю», «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Однако «принести что-то в жертву» или «отсечь» можно только то, что имеешь. Вряд ли человек без воли и без уверенности в собственной ценности способен на какой-либо значимый поступок подобного рода. Он непрестанно ищет: кто бы за него "дал совет", кто бы порешал за него непростые задачки, которые ставит жизнь. В наши дни нередко религиозная зависимость становится одним из способов бегства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы.