Однако, если это все-таки встречается, необходимо понять, каковы убеждения пастыря в себе самом. Кем священник является для человека, как он воспринимает себя. Кто он для своего духовного чада? Спутник на пути? Заботливый садовник? Или, может быть, Великий Гуру? От выбора позиции зависит и отношение к человеку. Убеждения пастыря о себе самом, о том, что он сейчас делает, влияют на то, какое он оказывает воздействие на окружающих нас людей. И если пастырь внутренне гармоничен и смирен, если он с благоговением относится к человеческой душе, которую Господь (а не человек) ведет ко спасению, то он приносит в окружающий мир гармонию и покой. Но если в душе пастыря дисгармония, если нет внутренней целостности, то все вокруг разбегаются и всё разваливается. Если человек воюет с собой и одержит победу в этой борьбе, то над кем он одержит победу? Кто, в конечном итоге, окажется в проигрыше?

Бороться «с собой» и бороться с грехом как препятствием на моем пути ко Христу — это несколько разные вещи. И внутри человеческого опыта они отзываются по разному.

— Да, но у нас некоторые прихожане, часто даже детей, учат именно "бороться с самим собой", "не доверять своему сердцу"?

— Это очень грустно, но вы правы. Я недавно прослушал аудиокассету наставлений одного известного московского батюшки, который рассказывал детям о том, как бороться с разными страстями. Он рассказывал о том, что в детях уже есть: гордость, тщеславие, самомнение, чревоугодие, блудная страсть. Детская душа, по его словам, «бурная пучина, в которой гады, имже несть числа». Ребенок, может быть, этих вещей вообще еще не знает. Он просто живет, открытыми глазами взирая на окружающий мир. Ведь именно таковых, по слову Спасителя, есть Царство Небесное. Что мы делаем, подобным образом создаем во внутреннем мире ребенка "зоопарк" из подобных "гадов"?

Есть у психологов такое правило: "не чеши там, где не чешется", потому что на самом деле начинает чесаться. Мне кажется, аскетика для детей должна состоять не в перечислении грехов, которые по мнению пастыря, «таятся в глубинах человеческого сердца», а в обращенности к совести ребенка: «Скажи-ка, как тебе кажется, какие у тебя с Господом отношения? Любит ли тебя Господь? Не совершал ли ты в последнее время поступков, которые могли расстроить Господа?» — Так в чем же задача священника, и как, с Вашей точки зрения, должно происходить общение между пастырем и мирянином в церкви? — Мне кажется, что задача пастыря и состоит в душепопечении, (а по-гречески это слово звучит как «психотерапия»), а цель любой психотерапии — как можно быстрее ее закончить. По-моему, задача пастыря: помочь человеку как можно быстрее почувствовать свою ответственность перед Богом, и как можно быстрее обрести внутреннюю целостность на пути ко Христу. Пастырю не стоит брать на буксир человека и давать ему инструкции и предписания, а научить его ответственности за свою жизнь, дерзновению в решении задач, которые встречаются на жизненном пути. — Нередко приходится слышать о том, что человек чувствует страх перед священником. Как же в таком случае можно осуществить все эти задачи? — Боязнь быть откровенным с пастырем возникает от недостатка доверия. Создать доверительную атмосферу в общении — ответственность пастыря. Ставит ли пастырь для себя такую цель или же для него важнее взаимодействовать «сверху», с высоты своей пастырской компетентности — другой вопрос. Что важнее для самого пастыря — помочь человеку обрести решимость двигаться ко Христу или заставить его почувствовать себя «ничтожеством», пусть даже и «вызванным из небытия»? Мне кажется, только доверительная атмосфера располагает к со-трудничеству, совместному движению к Богу пастыря и окормляемого им человека. — О. Игумен, но очень многие люди уже не хотят сотрудничать со священником, ибо уверены, что получат лишь некие предписания, которые они должны выполнять, несмотря ни на что?