Православие и грядущие судьбы России (Статьи из "Дневников" за 1910-1916 годы)

1910

Архиепископ Никон (в миру - Николай Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашникове Верейского уезда Московской епархии.

В 1863 году двенадцатилетний отрок совершает паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, послушником которой он становится спустя еще четырнадцать лет. Затем - монашеский постриг, рукоположение во иеродиакона, иеромонаха...

В 1893 году он становится казначеем Лавры, а в 1901 - председателем епархиального училища иконописания. К этому же периоду относится и начало издательской деятельности будущего архиерея: он занимается изданием "Троицких Листков", "Троицкой Библиотеки", "Божией Нивы", "Троицких Цветков", "Троицкой Народной Беседы" и "Троицкого Слова".

В 1907 году Никон - к тому времени епископ Вологодский и Тотемский - становится членом Государственного Совета, а в 1912 - и членом Св. Синода. В 1913 году он возводится в сан архиепископа и назначается председателем Издательского совета при Св. Синоде.

Скончался архиепископ Никон 30 декабря 1918 года (12 января 1919), похоронили его в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

До революции имя Никона было широко известно в России и прежде всего - благодаря его выступлениям в "Троицком Слове" - самом популярном церковном издании тех лет. Выступления эти - а их каждый год собиралось ровно пятьдесят, по числу выпусков "Троицкого Слова", - составили впоследствии цикл сборников, получивших общее название "Мои дневники".

В "Дневники" наряду с публицистическими статьями входили и пастырские беседы, и воспоминания, и литературные рецензии, и исторические очерки, и путевые заметки, однако с наибольшею полнотою личность автора раскрывается именно в публицистике: человек проницательный и прозорливый, архиепископ Никон прекрасно ориентировался в общественно-политической обстановке предреволюционной поры и с замечательною точностью предсказывал последствия тех или иных социальных явлений.Сборник, предлагаемый вниманию читателей, составили избранные статьи из "Дневников" за 1910-1916 годы.Священник Ярослав ШиповБез елея гаснет светильник...1 февраля. Ровно 31 год тому назад, 1 февраля 1879 года вышел № 1 "Троицких Листков"; ныне выходит № 1 "Троицкого Слова". Признаюсь, в 1879 году я робкою рукою ставил № 1 на листке, неуверенный, выйдет ли № 2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 № листков, в количестве более 140 миллионов оттисков. Благословит ли Господь новое начинание мое - во славу Его? Да будет Его святая воля! Верую, что ведь не мы творим добро, а Сам Он - в нас и через нас творит волю Свою святую...Мы живем в тяжелое время. Со всех сторон мрак сгущается: всюду есть великая потребность возжигать свечи... Если наше издание внесет хоть самую малую искру Божьего света в народную русскую душу, которая так исстрадалась от окружающего ее ядовитого тумана, - и за то слава Богу. Чувствуешь, как все дальше и дальше мы уходим от источника света - от святого нашего православия. И что особенно прискорбно - даже в среде верующих, считающих себя православными, теряется основное начало православного мировоззрения, православной жизни. Люди высокообразованные, верующие, как бы потеряв под собою почву, нередко позволяют себе рассуждать о предметах веры по своему мышлению, и не подозревая, что в таких вопросах есть непререкаемый авторитет, коему сын православной Церкви должен подчинить свое личное мнение. Получается впечатление умного, но невежественного младенца...Есть и еще вопрос подобного рода: веруете ли в бытие злых духов, в темное царство сатаны?.. И если не "устыдятся" эти просвещенные люди прямо сказать: "всеконечно веруем, что без этой веры нет и христианства", то есть надежда вернуть им православное мировоззрение. Иначе - напрасно они себя прельщают, будто они христиане - не говорю уже об их православии. И все эти люди - в недрах Православной Церкви! Правда, только на бумаге, только считаются православными, но ведь сколько же их! И они воображают, будто принадлежат к Православной Церкви!.. Не скорбно ли сознавать все это? Не больно ли чувствовать пастырскому сердцу?И вот, такими-то полуверами, на деле же - неверами, и пользуется сатана - мы называем прямо этого князя тьмы - и пользуется, чтоб подготовить почву для полного неверия в среде православных. И такие-то полуверы нередко стоят у кормила правления в разных сферах русской жизни, они-то нередко и вершат вопросы, касающиеся Церкви в ее отношениях к государству, держат в руках своих законодательство, направляют его во вред святому православию и в пользу ересям и расколам. Под их влиянием отнимается ограждение закона от двора Христова, чтоб был туда свободный доступ врагам Церкви, чтобы младенчествующие чада Церкви расхищались беспрепятственно волками хищными. Под их влиянием наше юношество начинает стыдиться исповедовать учение Церкви во всей его чистоте и полноте, наши писатели, даже из верующих, подслуживаются духу времени, наши ученые боятся пролагать самостоятельные пути в науках естественно-исторических, чтобы не показаться "отсталыми", умалчивают о всемогуществе Божьем, чтобы не быть осмеянными от врагов Бога и людей... Что делать нам, чадам Церкви?Когда усиливаются ветры, дерево углубляет свои корни. Будем же укреплять в своих сердцах нашу святую веру. Когда на двор спускается ночь, усиливают свет в доме. Будем же возжигать светильники веры, умножая елей любви, в лампадах сердца. Без елея гаснет светильник: без дел любви, без смиренного исполнения Христовых заповедей нет живой веры. Вера без дел мертва есть.