Пролог в поучениях

Второе средство - смириться пред врагом. Два, епископа поссорились между собою. Один из них был богат, а другой беден. Богатый искал случая сделать зло бедному. Бедный, узнав об этом, сказал своему клиру: "мы победим его". Клир отвечал: "кто может, владыко, устоять против него?" - "Подождите и увидите," сказал им бедный епископ. И вот, когда богатый епископ шел в сопровождении множества народа, бедный епископ пал ему в ноги со всем клиром и воскликнул: "прости нас, владыко, мы рабы твои!" Тот, пораженный этим, сам пал к ногам бедного епископа и говорит: "ты мой владыко и отец!" И с того времени была между ними великая любовь (Луг дух., гл. 208).

Третье средство - мысленное самообвинение перед врагом. Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после, сего к одному опытному старцу и сказал ему об этом. "Знаешь ли, сказал ему старец, отчего обидевший тебя брат, не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай". Инок поступил по совету старца, пошел к своему брату, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростертыми объятиями (Прол. Сент. 17).

Четвертое средство - кроткое вразумление врага. Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Раз святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную Литургию. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев; сам патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню: "Отче наш," запел ее и святитель; но на словах: "хлеб наш насущный даждь нам днесь," св. Иоанн вдруг замолчал сам и остановил певца; так что вельможа один пропел слова молитвы: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" Тут святитель сказал ему: "смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю! Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?" Эти слова так поразили вельможу, что он весь в слезах, бросился к ногам архипастыря и воскликнул: "все, что ни повелишь, владыко, все исполнит раб твой". И исполнил: он в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все, обиды (Житие Иоанна Милостивого).

Пятое, наконец, средство - терпение. Никоторый инок имел пребывание в общежительном монастыре, и здесь пять братий любили его, а один оскорблял. Инок не стерпел оскорблений и ушел, думая найти спокойствие, в другую обитель. Тут восемь братий стали любить его, а двое ненавидеть. Он побежал в третью. Здесь семь возлюбили его, а пять возненавидели. Что делать? "Пойду, сказал монах, еще куда-нибудь, там мне лучше будет" И отправился в монастырь четвертый. На пути в оный, севши однажды отдохнуть, инок задумался. Что же выйдет, сказал он самому себе, если я буду бегать с места на место? Ведь тогда я и в целом мире не найду себе спокойствия. Стану лучше терпеть". И с этими словами взял хартию и написал: "буду все терпеть ради Иисуса Христа Сына Божия!" Привязавши это написание к поясу, он пришел в новый монастырь и остался жить. Как в прежних было, так случилось и здесь. Спустя самое малое время, опять начали обижать его. Но он уже не унывал. Как только получал от кого оскорбление, он тут же прочитывал свое написание и тотчас успокаивался. Напоследок терпение его совершенно восторжествовало. Оскорблявшие испросили у него прощение и перестали обижать его (Прол. Февр. 15).

Довольно, кажется, теперь средств указали мы вам, братие, для побеждения врагов, если только таковые у вас есть. Что показывают эти средства? Чему научают? Показывают и научают, что зло, как мы сказали в начале слова, побуждается не злом, а добром, не ненавистью, а любовью. Тому же, вслед за словом Божьим, учат св. отцы: "Аще кто имать, говорит святитель Димитрий Ростовский, - какового себе недруга, гневающегося и ярящегося ныне всуе, он же, того врага своего любя и благодетельствуя ему, помалу претворяет его из недруга в друга, из гневного в любовного" (Том 2. Слово в нед. 19, стр. 519). И св. Амвросий: "Та суть оружия праведного, да уступая победить, якоже искуснии в стрелянии обыкоша бегуще гонящих их уязвляти крепчае" (там же, стр. 521). Прибавлять к этому нечего, ибо вы сами знаете, что и слово Божие учит так же. Остается только просить Господа, чтобы Он Сам Своею вседействующею благодатью удалил из сердец наших гнев и злобу и настроил сердца наши так, чтобы мы со всеми всегда жили в мире и никогда не имели нужды мириться. Аминь.

О вечных мучениях грешников

(Слово св. Иоанна Златоуста о глаголющих, яко несть грешным муки. Прол. Апр. 3)

Некоторые говорят, что вечных мук не будет, и что Господь угрожает ими лишь для того, чтобы в грешников страх вселить. Но так ли все это на самом деле?Св. Златоуст говорит: "некоторые из грехолюбцев говорят, что вечных мук не будет. Таковые с еретиками осудятся... Что вечные муки будут, то показал Господь, наказывая грешников еще и в сей жизни. Так за грехи свои мы принимаем наказание и ныне: или несчастная для нас война бывает, или пожар, или голод, или падеж скота, или смерть посещает наши семьи, или от болезней мы страдаем. Все это и ныне приходит к нам за наши грехи. Кроме указанного, бывает, и огонь нас попаляет, и вода потопляет, и гром и молния поражают... И это в сей жизни... А в будущей мука вечная грешников ожидает. И веруйте, братие, что подлинно мука вечная ждет грешников. Спроси жидов и еретиков и, наконец, самих бесов, и они скажут тебе единогласно, что есть суд и мука и воздаяние каждому по делам его и что грешников Бог наказывает, а праведников венчает славою. Так уверь же свою душу и научи ее не выдумывать ложных учений. Адам до греха не испытывал мучений и не слышал о них. А мы тысячу раз слышали о них и все-таки вот веры не имеем. Мы слышали о братоубийце - Каине, о том, как погиб род человеческий ради скверных грехов, о гибели Содома и Гоморры. Но слышали также, что Ной за свою праведность избавлен был от потопа, а Лот от огня. Значит, вы должны были убедиться, что Бог правосуден и праведников хранит, а нечестивых наказывает. Да и здесь, на земле, вы видите, что злодеи не остаются без наказания. О, братие, веруйте истинно, что есть грешным мука, и пусть пример Содомлян напоминает вам ее.Итак, братие, несомненно, что вечные муки для грешников будут, и грешникам их не избежать. И эти муки будут ужасны. "Сие то все, конечно, составит того неусыпаемого червя, который, по слову Писания, будет точить тогда сердца грешников (Мар. 9, 44-46). составит ту скорбь и тесноту, которые, по слову Апостола, ожидают творящих злое (Рим. 2, 9) и будут причиною того горького плача и скрежета зубов, о которых часто говорится в Евангелии (Мф. 22, 13), (Богословие, Антония, стр. 269-270).О, Господи, избави нас вечных мук и огня геенского; о, Господи, в покаянии прими нас, даждь нам помысел исповедания грехов наших и всели в нас корень благих, страх Твой в сердца наши! Аминь.Гибельные последствия самообольщения(Слово святого отца Кассиана, еже не возноситися)