Церковный взгляд на это выражается словами: "Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный". Перейти сразу к такому посту, перешагнув первую ступень "постного устава", так же невозможно, как подняться сразу до умной молитвы, не пройдя первую ступень молитвы устной. Это не отвлечённое богословское утверждение, а истина, установленная подвижническим опытом, и все слова о том, что "лучше, чем не есть скоромного, -- не злиться, не обижать, не завидовать", -- пустые слова.

Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина, как и всё в монашеской жизни, не отвлечённо-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост, и потому нельзя ограничиться им. Но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава.

И здесь, по человечеству Своему, Спаситель указал примером Своим значение поста, не вкушая пищи в течение 40 дней в пустыне, и апостолы молились с постом, и применяла пост вся древняя Церковь, и монашество, продолжая дело Спасителя, апостолов и первых христиан, создало подвижническим опытом своим совершенный постный устав как наилучший путь в достижении внутренних задач бесстрастия. Здесь молитва неотделима от поста, и пост неотделим от молитвы.

Переходим теперь к послушанию. Это главный фундамент монашества. По-монашески -- послушание выше поста и молитвы. На нём зиждется всё великое здание монастыря. Оно проникает собой каждое движение монашеской жизни, оно высшая вожделенная добродетель для каждого монаха. За послушанием стоит всё -- и молитва, и самоотречение, и бесстрастие, и смирение, и подвиг. Недаром святые отцы называют послушание добровольным мученичеством. И этот путь добровольного мученичества проходит каждый монах. Он отказывается от своей воли и вручает её игумену и духовному своему отцу. Он распинает свою волю, своё самолюбие, свою гордыню. Разум, желание, чувства -- всё отдаётся в послушание. Послушание -- это не согласие с авторитетным мнением и не подчинение из принципа, это внутренний отказ от всякого самостоятельного действия. Отказ не потому, что "надо слушаться, хотя и не согласен", а потому, что не может быть никакого "несогласия", -- ибо я ничего не знаю, а всё знает, что мне надлежит делать, духовный мой отец.

Неизвестный. Подожди. Но если духовник ошибается. Ведь он не Бог. Неужели надо исполнять и явно ошибочное или нелепое требование?

Духовник. Да, подвижники говорят, что надо исполнять даже такие требования, которые могут казаться послушнику противоречащими его спасению. И это истина. Ибо где критика, несогласие -- там есть своё знание, своя воля, своё решение, которое противопоставляется знанию, воле и решению старца, а истинный послушник ничего не знает, воли своей не имеет и решений у него никаких нет.

Неизвестный. А если старец будет требовать противного учению Церкви, если он отпадаёт от православия, тоже надо слушаться?

Духовник. Разумеется, нет. Отпадение духовника есть его смерть, а смертному не повинуются. Неизвестный. Но разве ошибочные требования по неопытности или греховности духовного отца не могут погубить послушника? Духовник. Не могут. Истинное послушание всё сделает спасительным для послушника. Ошибки в духовном руководстве опасны для лишённых истинного послушания, они могут запутать и даже погубить их. Но послушник до конца -- вне опасности. Послушание всё покроет и всё претворит во благо. Самое неразумное и вредное превратит в мудрое и полезное. Ибо послушание -- это смирение, самоотречение, беспристрастие и любовь. А эти добродетели есть всегда верный путь спасения. В послушании, как в огне, сгорают все мирские привычки, самонадеянность, самоутверждение, самовозношение. Послушание освобождает сердце от того мирского своеволия, которое рабство страстей выдаёт за свободу, и открывает путь к тому истинному состоянию свободы, которое даётся лишь благодатью Божией смиренным Его рабам. Без послушания нет монашества. Оно проникает духом своим весь монашеский строй, весь устав и уклад монашеской жизни. Без послушания нет подвига, и все кажущиеся достоинства монаха -- самообман. Самочиние сводит на нет и молитву, и пост, и борьбу со страстями и делает бесплодным и даже опасным всякий подвиг. Там, где нет послушания, -- там начинается страшная духовная болезнь, на языке монашеском именуемая прелестью. Подвиг без послушания -- это путь к гордыне, которая в единый час превращает в ничто плоды долгих подвижнических трудов. Монах -- это прежде всего послушник. Апостолы были послушниками Спасителя. На послушании апостолам утверждалась первоначальная Церковь, и послушанием, молитвою и постом -- создан монастырь. Послушание, как молитва, пост и всякая добродетель, имеет свои ступени восхождения, свой путь развития. Не может человек сразу сделаться делателем умной молитвы и бесстрастным подвижником. Не может он сразу достигнуть и высших ступеней послушания. Монастырь научает молитве, научает посту, научает и послушанию. Он ничего не требует через силу и не ломает, а спасает душу. Вот что такое монашество. Это наиболее совершенное создание христианства, а не его искажение. Это -- твердыня Церкви. Оплот от злых стихий мира. Золотой апостольский век, бережно сохранённый в православных монастырях и перенесённый неповреждённым через долгие века мировой истории. Неизвестный. Но опять спрошу тебя: значит, все должны быть монахами? Духовник. Нет, не все.