Духовник. Да. Должен, если хотел добра, если хотел иметь жизнь без зла, но он был совершенно свободен в своём выборе и при желании зла, то есть при желании противодействовать Божественной воле -- мог выбрать этот путь, и он его выбрал.

Ты не любишь ссылок на святых отцов, но послушай, как прекрасно говорит об этом св. Ириней Лионский: "Верующие веруют по их собственному выбору, точно также и несоглашающиеся с Его учением не соглашаются по их собственному выбору... Тем, которые пребывают в своей любви к Богу, Он дарует общение с Ним. Но общение с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. На тех же, которые по их собственному выбору удаляются от Бога, Он налагает то разъединение с Собою, которое они выбрали по собственному соглашению. Но разъединение с Богом есть смерть и... лишение всех благ, которые есть у Него. Поэтому те, которые чрез отступничество теряют эти вышеупомянутые вещи, будучи лишены всякого блага, -- испытывают всякого рода наказания. Однако Бог не наказывает их непосредственно Сам, но это наказание падает на них потому, что они лишены всего того, что есть благо" (Против ересей. Кн. 4, гл. 39, 4).

Жизнь вне Бога "по своей воле" сразу давала силу над человеком тем стихиям, которые пребывали в полной гармонии лишь при связи человека с Богом. Когда связь эта была оборвана грехопадением и самоутверждением человеческой воли, всё пришло в состояние расстройства, борьбы, разделения, явилось страдание как противоположное блаженству и смерть как противоположное жизни. Вопрос о страдании самым тесным образом связан с вопросом о зле, потому что страдание есть прямое его следствие. Поэтому и ответ на вопрос будет тот же. Кто создал страдание? Оно создано не Богом, а свободной волей человека, отпавшего от Бога. Потому уничтожить страдание -- значит уничтожить зло и восстановить абсолютное добро. Но "сделать" людей добрыми силой Божией невозможно, как уже показано раньше.

Неизвестный. Не понимаю. Ведь грех совершил один человек, а страдает и умирает всё живое?

Духовник. В христианском мировоззрении, как в совершенном здании, нельзя выдернуть один кирпич, не повредив целого. Это мироздание нельзя брать по частям. Твой вопрос опять основан на недоразумении. Ты берёшь созданное Богом не как единое целое, а как собрание каких-то самостоятельных частей, где судьба одной части не имеет отношения к другой. Бог поручил всё живое человеку не только в том смысле, что дал ему власть над этим живым царством, но как совершеннейшему, как носителю в природе образа Божия, как главе, всё живое соединяющей с Божеством, и тем вручил ему ответственность за судьбу всей жизни. Поэтому и падение человека было падением всей жизни, отпадением её в лице человека от Бога. Поэтому, как увидишь дальше, и восстановление этого единства через "нового Адама" было в то же время спасением не только человечества, но и всей жизни.

Неизвестный. Ты всё же не ответил мне на главный вопрос: зачем всеведущий Бог, зная, к чему приведёт дарованная Им свобода, создал мир? И какой смысл создавать человека, заранее зная, что он отпадёт от Бога и превратит всю жизнь в сплошное страдание, и не здесь только, но ещё и за гробом.

Духовник. Этот вопрос я пока не рассматривал потому, что он касается не столько бытия Божия, сколько судьбы человека. Мы говорили до сих пор о том, что такое зло и страдание и кто создал их. Теперь же ты ставишь совершенно другой вопрос, об отношении Бога к греху и страданию. Этот вопрос приводит нас к великой тайне Искупления. Только вера в Искупление даёт полный ответ на вопрос о судьбе падшего человека и об отношении к нему Бога. Но об этом будем лучше говорить в другой раз, чтобы нам подробно рассмотреть столь важный вопрос.

Неизвестный. Прекрасно. Но разве о Боге ты сказал всё? Ведь ты хотел показать истину? Духовник. Я отвечал на твои вопросы и в этих ответах высказал тебе её. Пока это не вся истина, но лишь главнейшее её основание. Отрешись на несколько мгновений от всех своих вопросов и посмотри на эту истину как она есть, не искажая её своими сомнениями. Неизвестный. Ты хочешь показать положительное содержание веры в Бога? Духовник. Да. Неизвестный. Говори. Я постараюсь слушать тебя так, как ты этого хочешь. Духовник. Мы веруем, что Бог по существу есть Любовь. Что в нём содержится совершенный всеведущий Разум и совершенная всемогущая Воля. Всегда был Бог, и жизнь Божия, от века бывшая, до создания мира во времени, -- неведома нам. Разум Божий, помысливший о вселенной, Любовь Божия, возлюбившая её, и Воля Божия, решившая быть ей, создали мир. Мир -- это творческое создание Божественного Разума, Любви и Воли. Каждое дыхание жизни имеет источник в Божественном начале. И каждая частица вещества имеет в основе своей разум, любовь и волю -- как в Боге пребывающая. Всё существует -- и видимое, и невидимое -- Божественной силой. И всё имеет жизнь и нетленную основу, ибо всё пребывает в Божественном Разуме, в Божественной Любви и Его святой Воле. Всё живёт по неизменным законам, которые дал Господь видимому миру, но всё имеет, кроме этих механических законов, высший разумный смысл, ибо всё соединено с Божеством и стремится к своему первоисточнику. Мир -- это не разрозненный, бессмысленный, мёртвый хаос, имеющий лишь видимость порядка и закономерности, а разумное, живым Духом Божиим одухотворяемое, единой жизнью живущее, для вечного нетленного бытия приуготовленное создание Божие. Высшее в нём -- человек. Образ и подобие Божие, носитель сознания, которое есть отблеск Божественного Разума, любви, которая есть искра Любви Божественной, и свободы воли, которая есть таинственное начало, подобное непостижимой Воле Божией. Через него, в союзе любви человека с Богом как с Отцом и создателем, -- утверждается и свободный союз всей вселенной. Эту истину о Боге мы познаём и в своём духе, когда погружаемся в духовное самопознание, и во всей вселенной, когда подымаемся до молитвенного созерцания. Неизвестный. Сказка, сказка. Изумительная, великолепная сказка, неведомо кем и неведомо для чего созданная.