Неизвестный. Может быть, это и так.

Духовник. Внутренняя сущность Церкви так же непостижима для человеческого разума, как тайна Пресвятой Троицы, подобием которой она является.

Неизвестный. Не понимаю. Какое же отношение организация верующих, хотя бы и с самыми возвышенными целями, может иметь к вопросу о сущности Божества?

Духовник. Церковь, по своей сущности, вовсе не организация, а организм -- живой и цельный. Её совершенное внутреннее единство при отдельности составных частей -- такая же непостижимая тайна, как всякая множественность, воспринимаемая разумом при абсолютном единстве, воспринимаемом верою.

Неизвестный. Объясни мне это подробнее.

Духовник. Ты видел уже, как поверхностно и внешне утверждение ограниченного рассудка, что нелепо мыслить три Лица Пресвятой Троицы -- единым по существу Богом. Ты видел, как ничтожны посягательства разума отвергнуть тайну воплощения Сына Божия и два естества в Нём: Божеское и человеческое, пребывающие нераздельно и не слиянно в единой Личности Богочеловека. Ты видел, как премудрость веры преодолевает мудрость разума. Теперь ты стоишь перед такой же тайной и такой же задачей: принять единство Церкви по существу при множественности и видимой раздельности её членов. Это единство Церкви также невозможно постигнуть разумом, не утверждаясь в нём высшей формой познания -- верой.

Неизвестный. Я всё же не могу понять твоих сравнений. Когда ты говорил о троичности Единого Бога -- ты говорил о том, каковы свойства Его Ипостасей, и о том, что троичность их таинственно совмещается с единством Божественного существа. А здесь? Где тут тайна? О каком существе Церкви ты говоришь? Что общего между Церковью и Пресвятой Троицей? Множественность я вижу. А где же единство?

Духовник. Для того, чтобы понять то, о чём ты говоришь, надо сначала уяснить себе по-настоящему характер церковного единства. Единство Церкви совсем не то, что организационное или материальное единство видимого мира. Разница не в том, что одно единство больше, а другое меньше. А в том, что церковное единство имеет совершенно иную природу. Когда мы утверждаем, что единство Церкви подобно единству Пресвятой Троицы, мы употребляем не простое сравнение, -- мы устанавливаем действительное подобие, уясняющее нам тайну о существе Церкви. Неизвестный. Всё это так отвлечённо, что мне трудно понять, о чём именно ты говоришь. Духовник. Вспомни слова Спасителя: "Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. ...Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17, 11, 21-22). Вот где основа и сущность и тайна единства Церкви. Разве не видишь ты, что это единство есть то же, что и единство Ипостасей Троицы при видимой их раздельности? Неизвестный. Но в чём же его сущность? Духовник. В том же, в чём и сущность Единого Бога, имеющего три Ипостаси. Эта сущность Божественного единства -- Любовь. Любовь составляет сущность и таинственного единства Церкви. Читай в Божественном откровении: "...да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. ...Любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 17, 26; 15, 12). Неизвестный. Но разве люди не любят друг друга и вне Церкви?