“Век Екатерины оставил на себе память, как век непрерывных праздников, пышных балов, дорогих обедов, изумительной роскоши, на которую проматывались громадные состояния и перед которой совершенно бледнела роскошь времен Елизаветы. Жизнь образованного общества представляла из себя что-то вроде пира Вальтасара, где оно прокучивало все свои и материальные и нравственные силы.”11

Запрещенные для перевода книги распространялись в рукописях. Митрополит Евгений свидетельствует, что “Письменный Вольтер становится у нас известен столько же, как и печатной“ и что “сокровенными путями повсюду разливается вся его зараза”. В 70 годах у нескольких лиц были обнаружены рукописи антирелигиозных сочинений: “Разоблаченное христианство” Гольбаха, “Разговор между монахом и добрым человеком” и другие произведения Вольтера.

Переводчик Винский пишет, что не только дворяне, но и в “состояниях низших сочинения Вольтера” читаются с крайней жадностью.12 Сын писаря А. В. Никитенко сообщает, что его отец “высоко ценил Вольтера и ни мало не смущался его скептическими воззрениями.”13 Секретарь Екатерины Теплов сообщает, что мещане тоже “вменяют себе в стыд не быть с Вольтером одного мнения.”14 В. А. Левшин свидетельствует, что “разнасаждение французского православия пустило свои корни еще далее: начали французить купцы и холопы.”15

V. “ИМПЕРАТРИЦА-ФИЛОСОФ” ВЕЛИКАЯ ГОНИТЕЛЬНИЦА И РАЗОРИТЕЛЬНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ

I

Став “главой православной церкви”, Екатерина II, также, как Петр I и его ближайшие преемники, как Петр Третий, перестала считаться с мнением иерархов православной церкви и поступает с православной церковью так, как это ей кажется выгодным в целях укрепления своей власти.

Екатерина издает закон о взятии в казну оставшейся еще у церкви земли. Не желая, чтобы монашество, почти уничтоженное ее предшественниками увеличивалось, она устанавливает для каждого монастыря точно число монашествующих, которое он может иметь.

Связать эти законы с выводом, что Екатерина II была “чисто русской и православной по духу” могут только духовные потомки русского масонства историки из лагеря русской интеллигенции. Екатерина II, также как и Петр, безжалостно давит на православную церковь и православное духовенство. Закрывается масса монастырей повсюду, особенно много на окраинах и в Сибири. Из-за уничтожения на Мурмане опоры русской колонизации, монастыря Трифона Печенежского, часть Мурмана захватывается Норвегией. “Екатериной II, — констатирует Поселянин в своем исследовании “Русская Церковь и русские подвижники 18-го века”, — “нарушается право собственности и воля тех отдельных лиц, из пожертвований которых сложились церковные имущества. Все эти имения были оставляемы большею частью по духовным на помин души, в излюбленном жертвователями монастыре, и эта последняя воля умирающих не подлежала никакому изменению. Между тем, не только эти усердные жертвы церкви были отобраны для целей мира, но и самый помин души не мог дольше продолжаться за упразднением обителей”. Против этих законов смело восстает Ростовский, Митрополит Арсений (Мацкевич), который в свое время протестовал против точно такого же намерения Петра Третьего. Уничтожение Патриаршества Петром I и преследование православного духовенства, монашества и старообрядцев им и его преемниками сильно ослабили православную церковь. В результате этих преследований, православная церковь теряет роль духовной руководительницы народа. Приниженное положение преследуемой правительством церкви очень облегчало русским масонам их работу по ниспровержению духовного авторитета церкви. Захватив власть и став, по введенному Петром I протестантскому обычаю “главой православной церкви”, Екатерина II видела в православной церкви орудие утверждения незаконно захваченной ею власти. Русские историки говорят неправду будто бы Екатерина из немки превратилась в чисто русскую и стала по духу православной. Поклонница Вольтера и других французских философов-просветителей, Екатерина по тактическим соображениям исполняла православные обряды, ходила в церковь, но она также, как и философы-просветители была не православной, а деисткой. Вслед за своим кумиром Вольтером, она исповедала убеждение, что “если бы не было Бога, Его надо было выдумать”, так как церковь помогает правителям держать в повиновении народные массы. Этот взгляд, конечно, не имеет никакого отношения к православному взгляду на роль церкви в государстве. Но стоило только Екатерине почувствовать, что она прочно укрепилась на захваченном ею русском троне, как она начинает преследования русской церкви.