Первое послание к Коринфянам

[3] Разумеется, со стороны язычников, до которых также дошла молва о нестроениях между коринфскими христианами, как видно из 47 гл. Сн. Игнат. Тралл. гл. 8.

[4] Эти слова: "кто побывавший у вас... ходили в заповедях Божиих. приводятся у Климента Алекс. Strom. IV. с. 17.

[5] Т.е. пресвитерам. Так как возмущение в Коринфе касалось церковного порядка, то слово старший (ευεο) должно разуметь не вообще о старших членах церкви, но о чине церковных предстоятелей, с которым, впрочем, соединялась в древности и совершенная зрелость возраста. См. гл. 44. 47. Так думают Гефеле и Гильгенфельд. Слово же "предводители" (εο) можно относить вообще к лицам церковной иерархии, какого бы ни были они чина и имени. Гильенф.

Глава II

Прежнее духовное состояние коринфян.

Все вы были смиренны и чужды тщеславия, любили более подчиняться, нежели повелевать, и давать нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили их в глубине сердца, и страдания Его [1] были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро: и на всех было полное излияние Святого Духа. Полные святых желаний, с искренним усердием и с благочестивым упованием, вы простирали руки свои ко всемогущему Богу и умоляли Его быть милосердым, если вы в чем невольно погрешили. День и ночь подвигом вашим было попечение о всем братстве, чтобы число избранных Его спасалось в добродушии и единомыслии. Бы были искренни, чистосердечны, и не помнили зла друг на друге. Всякий мятеж и всякое разделение было вам противно. Вы плакали о проступках ближних; их недостатки считали собственными. Не скучали делать добро, готовые на всякое дело доброе. Будучи украшены такою добродетельною и почтенною жизнью, вы все совершали в страхе Господа: Его повеления и заповеди были написаны на скрижалях сердца вашего.

[1] Страдания Христа по общению свойств Его двоякой природы, называются страданиями Бога: в этом выражается верование в Божество Иисуса Христа.

Глава IIIПечальное состоянию Коринфской Церкви вследствие возмущения, происшедшего из зависти.Вся слава и широта [1] дана была вам, и исполнилось, что написано: "он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный" (Втор. 32, 15) [2]. А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир, - так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир (Прем. 2, 24).[1] Широта (υο) у отцов Церкви часто означает радостные состояния сердца. См. Ермы Pastor, mandat. V. I.[2] 3десь, как и в других местах, Климент приводит библейские слова по тексту 70 толковников, впрочем, не с буквальною точностью.Глава IVМного зла произошло от зависти и в древние времена.