Поучения огласительные и тайноводственные

3. Хочешь ли знать, что постигнуть естество Божие невозможно? Скажут тебе об этом три отрока, в огненной пещи хвалившие Бога: Благословен еси видяй бездны, седяй на Херувимех (Дан. 3, 54). Скажи мне, какое естество Херувимов, и тогда уже рассматривай Сидящего на них. Хотя пророк Иезекииль и сделал им возможное описание, сказав, что каждый имеет четыре лица: человеческое, львиное, орлиное и тельчее, и каждый имеет шесть крил, и очи у них отвсюду, и под каждым находится четверочастное колесо (Иез. 1, 6, 10; Ис. 6, 2; Иез. 10, 12; Иез. 1, 15, 17), однако же читая это сделанное пророком описание, мы постигнуть его не можем; если же не можем постигнуть Престола, о котором уже пророк сказал, то можем ли постигнуть Сидящего на нем и невидимого и неизреченного Бога? Невозможно исследовать естества Божия, но можно воссылать Ему славословия о видимых Его творениях.

4. Это сказано вам потому, что следует учение веры, так как мы и говорим: Веруем во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, чтобы нам содержать в памяти, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть вместе Тот же Самый, Который сотворил небо и землю; и чтобы оградить себя от заблуждений безбожных еретиков, которые дерзнули нечестиво проповедовать о Премудром Художнике всего мира сего, и которые хотя и видят телесными очами, но лишены душевного зрения.

5. Что они могут опорочить в сем великом деле Божием? Созерцая пространство небес, они должны были бы поразиться удивлением, они должны бы поклониться Тому, Который поставил небо, яко камару (Ис. 40, 22), и из жидкого водного существа соделал твердый состав небесный; ибо сказал Бог: да будет твердь посреде воды (Быт. 1, 6).

Ибо так как впоследствии для возделывания земли нужна была вода, то Бог устроил на высоте водное небо с той целью, чтобы, если земная страна будет иметь нужду в напоении дождем, небо для сего было бы готово.

6. Также не следует ли удивляться, взирая на устроение солнца? Будучи по-видимому столь малым сосудом, вмещает великую силу, ибо, являясь на востоке, до запада распространяет свет свой; утреннее восхождение его описывая, Псалмопевец сказал: и той, яко жених исходяй от чертога своего (Пс. 18, 6).

Посмотри же и на то, в сколь правильной соотвественности находятся между собою дни; летом они увеличиваются, а зимой сокращаются; во время же весны и осени соблюдают равную меру продолжения; и ночи также имеют подобное им течение, как и Псалмопевец говорит о них: день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум (Пс. 18, 3). Ибо они не имеющим ушей еретикам почти вопиют, а благоустройством действительно проповедуют, что нет иного Бога кроме Творца, Который располагает временами и устраивает все.

7. Никто да не соглашается с теми, которые говорят, что иной есть творец света, иной тьмы, но да вспомнит слова Исаии: Аз есмь Бог, устроивый свет и сотворивый тьму (Ис. 45, 7). Почто, человек, негодуешь на cиe, почто с досадою проводишь время, данное тебе на покой? Раб не получал бы у господ отдохновения, если бы тьма по необходимости не приносила с собой для сего назначенного времени. Как часто, утрудившись днем, ночью обновляем силы наши, и тот, кто вчера от трудов изнурился, поутру после ночного отдохновения встает с силами? А для мудрости, какое время драгоценные ночи? Ибо в продолжение ее большей частью размышляем мы о Боге; в продолжение ее занимаемся чтением и рассуждением Божественных Писаний. И когда ум наш лучше настроен бывает для псалмопения и молитвы? Не ночью ли? В какое время чаще приводим себе на память собственные грехи? Не во время ли ночи? Итак, да не приемлем нечестивого учения, что есть иной творец тьмы, ибо опыт показывает, что и она добра и весьма полезна.

О сих-то действиях хорошо говорит Писание: и будут в знамения и во времена и лета (Быт. 1, 14), а не для гадания по звездам, и пустых наблюдений над рождающимися. Посмотри, как благодетельно для нас являет Он и дневной свет в постепенном его приращении, ибо мы видим, что не вдруг восходит солнце, но предшествует ему малый свет, чтобы зрачок глаза, наперед привыкнув к оному, мог сносить лучи большие, и как лунным сиянием умеряет он ночной мрак.9. Кто есть дождю Отец! Кто же есть родивый капли росныя (Иов. 38, 28)? Кто сгустил воздух в облака и повелел им носить дождевые воды? Иногда ведет он от севера златозарные облака, иногда превращает их в одинакий цвет и опять пременяет в различные, кругообразные и другие виды. Чья премудрость может исчислить облака? Как то сказано у Иова: весть же различие облаков (Иов. 37, 16). Также: исчисляяй облаки премудростию, небо же на землю преклонил (Иов. 38, 37), и еще: не расторжеся облак под нею (Иов. 24, 8). Великая тяжесть вод на облаках, и они не расторгаются, но воды ниспадают на землю в совершенном порядке. Кто изводяй ветры от сокровищ своих (Пс. 134, 7)? Кто же есть, как сказали мы прежде, родивый капли росныя? Из чьего чрева исходить лед? (Иов. 38, 2829). Сущность его водная, а свойства каменные. И притом вода иногда делается снегом, подобно волне, иногда сыплется во мгле, как пепел, иногда превращается в каменное вещество - поскольку Бог устраивает из нее все, что хочет. Однородно естество ее, и многообразно действие. Вода в виноградных лозах бывает вином, веселящим сердце человека, в маслинах елеем, умащающим лицо человека, превращается также и в хлеб, сердце человека укрепляющий, и во всякие роды плодов.10. Что же? За это хулить ли надлежало Творца или паче покланяться Ему? И доселе я еще не говорил о сокровенных делах Его премудрости. Посмотри на весну и на цветы всякого рода, которые при самом сходстве различны; посмотри, как красна роза, и бела лилия: они от одного дождя, и из одной земли. Кто уразнообразил оные? Кто сотворил их? Рассуди, какая соблюдается бережливость: одно вещество древа частью обращается в кору, а частью в различные плоды, а Художник один. В одной виноградной лозе часть идет в ветвь, часть в отпрыски, часть в листья, часть в кисть и часть в ягоды. Подивись и тому, сколь частыми коленами препоясал Художник тростник. Из одной земли пресмыкающиеся происходят, и звери, и скоты, и древа, и снеди, и золото, и сребро, и медь, и железо, и камень. Одно естество воды, но из него рождаются рыбы и птицы; и как одни плавают в водах, так и другие летают в воздухе.11. Cиe море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа (Пс. 103, 25). Кто может поведать красоту рыб, в нем плавающих? Кто может поведать величину китов и свойство земноводных животных, по которому они обитают и на твердой земле, и в водах? Кто может поведать глубину и широту моря, или чрезмерное стремление волн? Но оно стоит в пределах своих, потому что Бог сказал: до сего дойдеши и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя (Иов. 38, 11). Оно и показывает лежащее на нем повеление cиe: когда устремляется волнами к берегам, то оставляет на них явную некоторую черту, как будто показывая зрителям, что оно не преступило положенных ему пределов.12. Кто может исследовать естество птиц воздушных? Одни из них имеют язык, способный к пению, другие различными испещрены цветами, иные, возлетев на высоту, среди воздуха стоять неподвижно, например, ястреб. Ибо, по Божественному повелению, ястреб распростер криле, стоит недвижим, зря на юг (Иов. 39, 26). Какой человек может усмотреть высоко взлетевшего орла? Если же ты не можешь увидеть самую бессловесную высоко возлетевшую птицу, то каким образом хочешь постигнуть Творца всех вещей?13. Кто из людей знает имена всех зверей? Или кто может исследовать учение о естестве каждого из них? Если же не знаем даже имен зверей, то как постигнем Творца их? Однажды Бог изрек повеление, да изведет земля звери, и скоты и гады по роду (Быт. 1, 2425)