Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)

11.10.1953 г.Письмо той жеХристос посреди нас!Ты любишь проводить время вечером уединенно и утешаешься духовно. Да, ночное время помогает сосредоточиться. Я тоже люблю такое время. Кругом полнейшая тишина, как-то особенно чувствуешь близость Господа.При молитве появляется теплота, как ты пишешь. Это Господь дает вкусить некоторое утешение нам, грешным, чтобы мы не унывали в молитвенном труде, когда теплота придет, надо остановиться на этих чувствах, пока они не пройдут; только самой не надо стремиться к этому. Если будешь трудиться усерднее в молитве, тогда теплота сердечная, по Божией милости будет появляться чаще, только не возмечтай о себе, что ты что-то великое получила, и от других всячески скрывай. Если еще какие будут явления при молитве, пиши мне.

Письмо 73

14.1.1954 г.Письмо той жеПолучил твое письмо, вот ты опять больная, в скорбях и унываешь. Много-то не унывай, твои болезни и скорби не случайное явление, а Богом посланы, и нам непостижимо Его святое промышление о нас, грешных; если Господь промышляет о птицах (от Луки, 12, 6) , так неужели ты забыта у него?Твоя большая сложная операция отразилась на твоем организме, "земные врачи не помогли тебе", как ты пишешь. Я советую теперь обратиться к небесному Врачу душ и телес наших, к Господу. Кто там твой духовник? Попроси его пособоровать тебя и причастить Св. Христовых Таин. Впрочем, мирские священники как-то неохотно соглашаются соборовать, но ты попроси, может быть и согласятся.Если тебе приехать к нам теперь, то неудобно: у нас холодно, ты больная, расход и потеря времени.Господь душе и телу твоему да будет заступник.

Письмо 74

12.3.1954 г.Письмо той же...Господь по Своему милосердию дал тебе хоть малую часть вкусить, яко благ Господь, подобно как апостолам на горе Фаворской. Св. апостол Петр сказал: "Хорошо нам здесь быть". Однако знай, иногда приходится побывать на Голгофе. Не против чего так не восстает дьявол, как против молитвы; иногда он наводит разные помыслы, даже хульные, иногда действует через людей и бывают разные клеветы, иногда сухость в сердце, леность и многое другое.Это я тебе напомнил, чтобы ты не унывала, когда придется испытать упомянутое. Свое внутреннее утешение и скорбное испытание не надо никому говорить, кроме духовного отца. Неопытные в духовной жизни могут покривить духовное делание.Старайся никого ни в чем не осуждать, а о вражде сама знаешь по опыту. Во вражде Господь молитву не приемлет, все святое Евангелие говорит об этом.Вот что еще: очень бойся возмечтать о себе, что ты что-то получила великое, а другие этого не знают. Ведь были такие подвижники, что были восхищены в другой мир и видели славу святых, люди прославляли их, и они возмечтали о себе, и гордость дьявольская овладела ими, и они упали с духовной высоты и вели жизнь распутную на посмешище людям.Господь да хранит вас с дочерью.

Письмо 75

11.3.1953 г.Заступница усердная, Мати Бога Вышняго…... Твое письмо я получил и прочел внимательно. Чувствую, что "уны дух твой в тебе и смятеся сердце твое". В конце письма пишешь: "Вы, наверно, почувствуете, что хотелось мне сказать". Как же мне не почувствовать, когда ты вся в меня! Что ты писала — все это у меня есть, точно с моего сердца скопировала. Ну что же нам с тобой делать? Не кричать же караул! Отчаиваться не будем, потерпим и будем молиться, чтобы Господь помог нам, грешным, положить начало. Ты пишешь: "Я очень глупая, все хочу научиться уму-разуму, но ничего не выходит", а я век свой прожил в монастыре, и жизнь моя приближается к смерти, а уму-разуму не научился, приходится умирать дураком.Я ведь тоже, по натуре, человек ленивый, безвольный и застенчивый, но так не думаю, как ты думаешь: "наказание Божие". Это нам на пользу, от этого рождается смирение. Надо очень бояться гордости, самомнения и тщеславия. От подобных неприятных чувствований и скорбей святые люди тоже были не свободны. Ведь наша жизнь подобна кораблику, плывущему в море,— приходится все невзгоды терпеть, иначе и быть не может.

Письмо 764.10.1955 г.Христос посреди нас!Радуюсь, что вы помните Валаам и чувствуете помощь от преп. Сергия и Германа. Вы пишите, что имеете вражду на тетю уже 16 лет и не можете примириться. Это очень печально: знай, что твои добродетели Богу не угодны. Как ты можешь читать молитву «Отче Наш»: "...остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим"? Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти в Евангелии, в 5-й главе от Матфея ст.23. Сам Господь даже молился Отцу Своему за распинателей: "Отче, отпусти им, не видят, что творят" (от Луки, 23, 34). И св. апост. архид. Стефан молился за побивающих его камнями: "Господи, не постави им греха сего" (Деяния апост. 7, 60). Вот какие примеры имеем, а ты не можешь примириться с тетей. Пишешь, что она обидела тебя, но внимательно рассмотри себя, может быть, ты и сама не права была; пусть будет так, что она напрасно обидела тебя, все же ты должна сходить к ней и примириться. Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться, понудь его, помолись Богу и проси Его помощи, чтобы Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь. Ибо суд Божий во второе пришествие будет по Евангелию.В молитве ко Св. Причащению говорится: "Иди, примирись тя опечалившим", а если не примирившись, приступишь ко Св. Причащению, тогда Св. Тайны не вменятся в тайны. Вот что еще есть в церковной истории: были очень большие друзья, священник Саприкий и мирянин Никифор. Дьявол навел на них такую вражду, что никак не могли примириться. Тогда было гонение на христиан, священник Саприкий много претерпел мучений, приговорили отсечь ему голову. Никофор спросил священника: мучениче Христов, прости меня ради Христа, но жестокий священник не простил и сказал мучителям: отрекаюсь от Христа, а Никифор объявил себя христианином и отрубили ему голову. Саприкий погиб, а Никифор стал мучеником. Вот какой тяжкий грех вражда, после тяжких мучений погиб человек. Из многих примеров написал я тебе немного. Не пиши мне писем до тех пор, пока не примиришься с тетей.Призываю на вас Божие благословение, примири и храни вас Господь.Письмо 771953 г.Милость Божия да будет с тобой, духовное мое чадо..! Твое смущение и исповедь мне понятны; Бог тебя простит, чадо,— будь спокойна. По твоем отъезде без тщеславия тоже приступил ко мне и стал смущать меня разными прилогами: но я с Божией помощью сразу же отразил его. Благодарю Бога за скорую помощь и за молитвы св. подвижников, ибо я советами их руководствуюсь в сей юдоли плачевной. Кто я такой без помощи Божией?Прах земной и отвратительный смердящий гной. Сколько я тебе говорил, духовное чадо, на пользу души и давал духовные советы, заимствованные от сСв. Писания и св. отцов, а ты оказалась очень бестолковой; готова даже жернов-камень вешать на себя и в воду. А знаешь ли причину? Я объясню тебе: самомнение и тщеславие: они-то не дают тебе видеть себя, какая ты, в сущности, а возмечтала что-то великое о себе. Это видно из твоего последнего письма. Прочти в "Невидимой брани" 4-ю главу 1-й части. Прости за краткость письма, впрочем, думаю, что дал удовлетворительный ответ. Если есть у тебя какое-нибудь недоразумение, пиши, только будь откровенна, иначе не будет пользы: твои вопросы и меня толкают на дорожку к самопознанию. Спаси и сохрани тебя Господи.Еще повторю, Бог тебя простит, будь мирна и спокойна, не принимай дьявольских наветов, умудри тебя Господи.Письмо 786.2.1954 г.Письмо инокинеХристос посреди нас!Твое почтенное письмо получил, прочел с любовью и порадовался, что ты ревнуешь о молитве. Бог благословит — трудись, ибо молитва в духовной жизни — главное делание: однако знай, насколько она высока и полезна, настолько и достается дорогой ценой, т.е. большими трудами. Преподобный Агафон сказал: "Ничего нет труднее, как молиться Богу, и молитва до последней минуты жизни требует борьбы". А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистою совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять евангельские заповеди, к людям, чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам — пользоваться не пристрастно. Это приготовительные условия.А упражняйся в молитве так: в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы и внимание держи в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет и теплота сердечная, то остановись на этом, пока это не кончится: думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает естественно от сосредоточения, но это не прелесть.Вот что еще скажу, на всякий случай: хоть у редких и редко бывает, слезы польются просто струей, люди все покажутся просто святыми, врагов нет, теплота пойдет по всему телу, но не кровяная, а особенная, благодатная, так, что на ногах не устоишь, надо садиться или ложиться. Это посетил небесный гость, тот только и знает, кто сам это испытал, посторонним непонятно. В молитве подражай евангельской вдовице (от Луки, 18, 2).Бывают сухость, леность, наплыв мыслей, скорби и от людей клевета и другое многое, но это все пройдет с Божией помощью, только не унывай. Не верь себе, пока не ляжешь в гроб: имей смирение и никого не осуждай ни в чем. Ведь были такие подвижники, которые видели славу святых и такую имели благодать от Бога: творили чудеса, возложением рук исцеляли больных. Люди прославляли их и они возмечтали о себе дьявольской гордостью, благодать отошла от них и они вели жизнь распутную на посмешище людям. Не удивляйся, что страсти сидят в тебе; они напоминают, что мы человецы и смиряют нас; бойся самомнения и дьявольской гордыни. Еще знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией, а благодать хранит за смирение. Преп. Исаак Сирский говорит: "Если трудишься в какой добродетели и не видишь плода и успеха, не дивись, ибо Господь дает дарование не за труд, а за смирение".Без смирения никакой добродетели быть не может. Я по своей духовной слепоте не знаю молитвенников и не могу тебе указать. Молись сама, ибо Господь дает молитву молящемуся, если будет у тебя хоть некоторый молитвенный навык, тогда и тиканье часов не будет мешать, но время определить нельзя, может быть пройдут годы. У юноши Георгия в Добротолюбии упомянуто особенное упражнение в молитве. Ты упражняйся общими правилами, которые я тебе хоть кратко указал. К схиме не стремись, она не прибавит тебе духовного преуспевания, или тебе интересно напялить одежду с крестами. Старайся о едином на потребу, а остальное все приложится.В Киеве был такой случай: были похоронены схимник и послушник; когда открыли их гробы, то на послушнике оказалась схима, а на схимнике послушническая одежда. Вот тебе и схимник! Недостойно ты, бедняга, носил схиму, послужила она тебе не на спасение, а на осуждение. Пишу эти строки и краснею: ведь я тоже схимник. Увы, не послужила бы она мне тоже во осуждение! Однако не отчаиваюсь, Господь милостив, знает нашу немощь и схимнику дал покаяние. Слава Господи, святому милосердию Твоему!Прошу св. молитв твоих о моем убожестве.Письмо 79