Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)

15.3.1955 г.... Преподобный отец Ефрем Сирин молился: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель не осуждения. Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете. Имиже бо судом судите, судят вас. Что же видиши сучец иже во оце брата твоего, бревна же еже есть во оке твоем не чуеши" (от Мат. 7, 1–4). Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. Много есть примеров об осуждающих других.Насколько великий грех осуждение, приведу один пример. Преп. Исаак Фивейский при посещении киновии увидал там брата, впавшего в грех и осудил его; когда возвратился в келию, ангел не пускает его и говорит: "Бог послал меня к тебе и повелел спросить, куда повелишь поместить павшего брата, которого ты осудил". Ужаснулся старец и сознал тяжесть греха осуждения. Упал в ноги ангелу и слезно просил прощения. Ангел сказал: "Бог простил тебя, но берегись осуждать прежде, нежели Бог осудит его".А мы, грешные, так привыкли осуждать других; даже взошло в привычку, и не помним Божиего запрещения и тяжесть греха.Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, что его побудило это сделать, мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим. Господи, даждь ми зрети мои прегрешения, и не осуждати брата моего.

Письмо 101

24.3.1955 г....Завтра великий праздник Благовещения (благая весть) Приснодеве Марии архангелом Гавриилом. Чудо чудес! Бог невместимый и Творец всей вселенной вмещается в утробу Девы Марии. Пресвятая Богородица, спаси нас грешных! Ах! Как хорошо Святая наша Церковь, восхваляет Приснодеву Марию в догматиках. Эти догматики всегда надо слушать внимательно, ибо в них поются прообразы ветхозаветные о Деве Марии. Господь и Царица Небесная, да помогут тебе в тяжелые минуты. Веруй и обращайся к ним за помощью.

Письмо 102

20.4.1955 г.Получил твое письмо и ты просишь меня написать тебе о воплощении Сына Божия. Я давно собирался написать это себе на память, но все как-то не мог собраться написать, а ты натолкнула меня.Дерзаю приступить к этому великому делу и душа моя трепещет: как я могу писать о такой великой тайне, и святые ангелы не могут постигнуть этого великого таинства. Все же, с Божией помощью, напишу, насколько человек может воспринять своим ограниченным умишком эту великую тайну воплощения Бога-Слова. Пишу на основании Св. Церкви и учения св. отцов, а не свое мудрование. А сердце мое трепещет: как Святая Троица, единосущная и нераздельная, Сын Божий невместимый вмещается в утробу человеческую Приснодевы Марии, и восприял от нее душу и тело человеческое, и бысть совершенный Бог и совершенный человек, кроме греха, и волю имел божескую и человеческую, только воля человеческая подчинялась воле Божией. Сердце мое трепещет, как я буду продолжать писать о таком таинстве?Бог невидимый и непостижимый, на него и ангелы не могут взирати. Но Господь по Своему милосердию снисходит к роду человеческому воплощением в человечество. О! Дивное чудо — невместимый Бог вмещается в утробу Приснодевы и по закону человеческой природы был носимый в утробе Девы Марии 9 месяцев и родился как человек, но рождение было безболезненное, ибо зачатие было не плотское, а от Духа Святого; и Младенец Божественный полагается в ясли и питается млеком материнским как человек. "Отроча же растяще, и крепляшеся духом, исполняяся премудрости, и благодать Божия бе на нем". О! Великое чудо: жил, воспитывался и повиновался св. обручнику Иосифу до 30-летнего возраста, работал по плотническому ремеслу. Пилил, рубил, строгал рубанком, вообще работал как плотник. 12-летним отроком в Иерусалиме в еврейской синагоге удивлял фарисеев вопросами и ответами, а больше ничего неизвестно до 30-летнего возраста, ибо Бог скрыл свое божество. О! Глубина божественной премудрости и смирения!В 30-летнем возрасте был возведен Духом Святым в пустыню и жил там со зверьми. Как человек, 40 дней терпел голод и был искушаем дьяволом (от Мат. гл. 4). Ходил и учил род человеческий, как ему было угодно, 3,5 года. Действовал как Бог и как человек. Когда ехал с учениками в корабле, спал на корме как человек: поднялась буря и корабль их стало заливать. Ученики в испуге разбудили его: "Наставниче, погибаем". Господь запретил волнам и ветру — как Бог. Когда Господь пришел к гробу умершего Лазаря, прослезился как человек, а воскресил его как Бог, сказав уже смердящему: "Лазаре, гряди вон". По человечеству как человек ходил, уставал, пил, ел и плакал, а как Бог творил чудеса, исцелял больных, воскрешал умерших. А ученые фарисеи знали Святое Писание просто назубок, но по закону не жили и святую истину не могли понять. Преследовали Спасителя мира на каждом шагу и до того дошла их злоба, что распяли Господа.Дивны дела твои, Господи, как человек терпел от злых фарисеев разные поругания. Говорили: «Исцеляет больных, воскрешает умерших и прочие чудеса делает бесовскою силою». И Господь ради нашего спасения, все это терпел, как человек. Чудное смирение Сына человеческого: ехал на осляти как человек и при его торжественном шествии в Иерусалим народ постилал свои ризы и громко радостно кричал: "Благословенен грядый царь во имя Господне: мир на небеси, и слава в вышних" (от Луки, 19, 38). После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной Вечери установил таинство Св. Причащения, и Иуда был причащен Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.Господь как человек скорбел и тужил. "Прискорбна есть душа моя до смерти", и молился, глаголя: "Отче мой, аще возможно есть, да минует меня чаша сия; обаче не якоже аз хощу, но якоже ты". Бысть же пот его яко капли крови каплющия на землю. И терпел как человек поругание, осмеяние, биение по щекам, и палкой по голове; и терновый венец надели на главу Его, и кровь лилась по одежде Его и насмехались, говорили: "Радуйся, Царю Иудейский". И злые фарисеи повели Господа — Творца всей вселенной и всей твари на распятие. Пригвоздили Его Пречистое Тело ко кресту. Господи, прости меня окаянного, что я дерзаю описывать честные страдания Твои. Пишу не ученым языком, ибо я науки не проходил, а как чувствовал, так и писал. Делаю выписку из книги «Священная история»: «Распятие на кресте было самой ужасной казнью. Оно заключало в себе все, что есть мучительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, лихорадку, столбняк, антонов огонь в ранах — все это вместе и в самой высшей степени, притом без лишения чувств. Пригвождение ко кресту в висячем положении делало мучительным малейшее движение, воспаленные и постоянно увеличивающиеся раны от гвоздей разъедала гангрена. Кровеносные жилы, в особенности в голове и животе, напрягались от прилива крови и лопались. Ко всем этим мучениям присоединялся невыносимый жар и неутолимая жажда. Все эти мучения производили такую нестерпимую тоску, что распятые с мольбой просили, как величайшей милости, покончить их жизни. Господи, помилуй! И все эти ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел как человек ради нашего спасения, а Божество сострадало. О дивное чудо! Человече, неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа?Вот по твоему желанию написал я тебе кратко. Советую тебе читать св. Евангелие ежедневно, если у тебя нет времени на целую главу, то хотя бы по несколько строчек.

Письмо 103

7.5.1955 г.Твое письмо я получил, все понял. Однако, не унывай и не скорби, что накричала на Х. Это человеческое; впрочем, и ко смирению и к самопознанию своего устроения. Вот какие мы слабенькие — подул противный ветер и терпение лопнуло. Вместе жить и ладить, очень трудно, ибо устроение и характеры разные, а чтобы мир — требуется с обеих сторон стремление к миру.Читал я в Отечнике: два старца жили вместе. Вначале один говорит другому: как ты смотришь на меня? Другой отвечал: "Как на ангела". Поживши довольно времени, спрашивает опять: "А теперь как смотришь", тот ответил "А теперь как на дьявола и каждое твое слово, точно гвоздем колет меня". Это я привел пример не в поблажку, а чтобы не унывать, когда что стрясется по нашей немощи.Преп. Моисей говорил: "Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь: не падать свойственно только ангелам".

Письмо 1046.8.1955 г.... Твое письмо я получил, сразу же пишу тебе: во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет богомудрых св. отцов. Если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил.Письмо 10529.10.1955 г.Человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе: поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее.Св. Максим Исповедник говорит: нет ничего страшнее помышления о смерти и велельпье памяти о Боге. Вот такой святой и то боялся смерти, ему даже и язык отрезали за православие. Многие говорят: "Я не боюсь смерти, готов хоть сейчас умереть", это только пустословие, а когда почувствует приближение ее, тогда будет страх.... Отец Иоанн Кронштадтский писал свое переживание от чувств, а не рассудком, вот его писание и ложится на сердце точно пластырь на рану. По моим грехам так я и не удостоился видеть его. Но всегда с любовью слушаю, когда говорят о нем, кто видел его.Письмо 10628.7.1955 г.О помыслахПомыслы бывают трех родов: человеческие, ангельские и бесовские. Мысли человеческие ничто иное, как мечтательные образы вещей мира сего, сказал преп. Исихий. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Иные люди иногда говорят: "Что ни шаг, то грех". Так говорить неправильно. У св. отцов все приходящие мысли названы прилогами, хоть и худые они, но безгрешны; мы по самовластию можем принять и не принять, если не примем их, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда будут греховные и доведут они до телесного греха. Иногда приходят мысли неприятные: когда-то были ошибки, и вдруг они появятся, точно молния блеснет, я полагаю, что такие мысли естественные, человеческие прежние воспоминания. А бесовские мысли всегда греховные: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и о прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение. Конечно, мирянам трудно, даже невозможно, разобраться в помыслах, от каких причин они бывают. Ибо иные мысли у писателей, иные мысли у изобретателей, и иные у торговцев.Письмо 107