Подвижнические монахам наставления

Слово 9

1) Поле души очищать, засевать, орошать, чтоб плоды духовные приносила.

2) Воздержание в пище и сне, и плоды сего.

3) Переносить скудость в одеянии и обуви.

4) Охотно злострадать ради будущего.

1) Как земля благая, напаяемая дождем из богоблагодатных токов Духа Святого, приносите плод и произращайте добродетели, как полные жизни класы. Как подновляете вы поля, так и землю души вашей очищайте от терний мысленных огнем страха Божия и мечем истины. Сейте же, по заповеди Апостольской, не в плоть, чтоб от плоти не пожать истления; но сейте в духе, чтоб от Духа пожать плоды духовные [Гал.6,8], - научаясь терпению, постоянству, великодушию, смиренномудрию, взаимной друг к другу любви, ненавидя же зависть, лукавство, обольщение, поношение и оклеветание.

2) Стяжите также воздержание. Воздержание же есть, когда телу дают пищу, сообразно с потребностью ее, ни слишком обременяя ею тело, ни слишком облегчая от него, как поступают и при нагружении судна, ибо когда оно слишком наполнено, то может пойти ко дну, а когда слишком легко, то подлежит опасности перевернуться кверху дном. Так же и в отношении ко сну: надо принимать его сколько полезно. За соразмерной диетой следуют легкие сны, а затем и другим - бодренность на псалмопении, внимательное слушание чтений, разумное понимание каждого слова из поемых божественных песней. Будучи же услаждаема всем этим душа, благонастрояется, согревается и просвещается, вкушая плоды умеренности во всем. А от многоястия - сны тяжелые; от того же и другого омрачение мыслей, неразумение песненных речений, сжатие уст, потемнение очей, души и тела: ибо с внешним сообразуется и внутреннее. Тогда вор душевный, набежав, крадет, что хочет. Посему-то и Господь сказал: бдите (Мф.26,41).

3) Бог любит задушевное слово, благопокорливый ответ, благое, неразстроенное лицо, тихий нрав, смиренную беседу. - Кто благодушно переносит паче других злострадания, кто благодарит, когда недостает ему потребной одежды, или обуви, или наглавника, - тот настоящий делатель Божий, на будущие великие блага меняющий временные и ничтожные. Я забочусь всех всем довольствовать, говорю же так для того, чтобы, когда недостанет каких вещей, никто не огорчался, не раздражался и не роптал. Бывают же и такие, которые, горя любовью к Богу, и произвольно иного лишают себя. Но конечно добре творит всякий, кто с благодарностью принимает даемое ему, когда бы то, и каково бы то ни было.4) Царствие небесное предлежит, вечно блаженной жизни воздаяние ждет угождающих Богу. кто же не потечет? Кто не поспешит восхитить такие подаемые сокровища? Кто самоохотно не решится и злострадать, и обнаженным быть, и терпеть холод и мороз, и самого себя умерщвлять подвигами, ради таких и толиких благ? - Но вы не непричастны таких трудов и подвигов; ибо чрез отсечение своих хотений, вы умираете каждодневно, имея между тем жизнь вашу сокровенною во Христе Иисусе, Господе нашем. Когда же явится живот наш, Христос Господь, - тогда и вы начнете радоваться с Ним вечно (Кол.3,4). Не ищите же здесь покоя, но удостоверением в тамошнем вечном упокоении почитайте здешнее злострадание.Слово 101) Господь сшествует, - терпите; - и чем подкрепляться.2) Вот - ваш конец, - и рай: там забудем все тяготы.3) Там в чертогах Господа ликование за злострадание: кто же охотно не изберет их?4) Радуйтесь, что живете в теснотах и скудости: се инок.