Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе (преп. Макарий).

Ты описываешь свои неисправности и не видишь надежды спасения в делах своих. Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим, а смирение и одно сильно спасти нас; о сем надобно попещись - стяжать оное, и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие... (преп. Макарий).

Ты имеешь ревность не по разуму, ищешь воздаяния своим трудам - ошибаешься; милость Божия изливается особенно на смирение, а один труд не получит воздаяние. "Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя", - глаголет Пророк (Пс. 24, 18). Труд - наш посев, а надобно плоды снискать: мир, любовь, кротость, смирение и прочее; все снискивается при прохождении нами послушаний, ибо там случаются укоризны, досады, неудобство, препятствие; когда оные принимаем с самоукорением, терпением и смирением, тогда смягчается наша самолюбивая часть и мы получаем свободу от страстей, - любим не только ближних, но и врагов, вот в сем-то и польза от трудов! А когда только трудимся и думаем иметь за сие воздаяние, а между тем нравом не изменяемся, но еще и в горшее приходим, в раздражение и прочее, - то никакой пользы труды не принесут (преп. Макарий).

Деньги

Вас совесть не может упрекать за имение тленных денег, ежели вы будете ими владеть, а не они вами; как же ими владеть, я думаю, вам довольно известно (преп. Макарий).

...О тех деньгах, - закупи, что тебе нужно, а остальные отдай. Молодым людям они не полезны (преп. Анатолий).

...Об излишестве расходов по возможности сил должны мы... стараться вести себя поаккуратней, а о недостатке уповать и благонадежным быть на Всеобщего Промыслителя Господа нашего Иисуса Христа - Промыслителя и Искупителя нашего! (преп. Лев).

Милостыню подавать, если лишние деньги будут (преп. Амвросий).Когда кто просит тебя что купить, покупай до тех пор, пока денег не будет, а тогда скажи, что денег нет (преп. Амвросий).ДерзостьВот что говорила дерзко, это неловко, но все же грех не к смерти. Сто раз еще погрешишь и сто раз встанешь, и Господь всякий раз тебя примет, и простит, и не помянет уклонений твоих, только по силе смирись (преп. Анатолий)....У дерзких девочек - все зависть, злоба, раздражительность, гнев, блуд и все непотребства. Исправься, Г., время не ушло (преп. Анатолий).Если перебивать разговор, то это дело дерзости (преп. Амвросий).Диавол...Что нападает на вас диавол, о том сердечно скорблю и прошу Бога, да разженные стрелы его против вас сокрушатся. Сей душегубец не иным чем отходит от нас, только молитвою и постом, и не иным чем гордая и бесстудная выя его стирается, как токмо смирением. А как мы сразиться с ним не сильны, то посему святой Иоанн Дамаскин научает нас прибегать к Богу и со смирением говорить: "от юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!" Упоминаете, что и молящуся вам и постящуся он горше первого нападает на вас, о сем не смущайтесь, но еще и поразумевайте бессилие его, что он на лежачего напал. Это ему бесчестие, а не нам. Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Тайн или ожидает встретить какой-нибудь великий праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день той проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда, и кроме иного искушения, оскверняет не тело только, но и самую душу нашу, чему примером могут быть евангельские юродивые девы, которые во всю свою жизнь хранили девство и любили чистоту, но без милосердия осуждали других грешащих, а потому и Небесного Жениха Христа не удостоились встретить и в брачный Чертог Его не впущены, хотя и долго в двери милосердия Его толкали и просили, но услышали: "не веем вас". Посему и вы, возлюбленные, наипаче всего блюдите око свое от зазрения и осуждения ближних, чрез что стяжешь чистоту не телесную только, но и сердечную и удостоишься увмдеть Господа, по неложному обещанию Его: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5,8) (преп. Антоний).ДневникЯ писал каждый день и перечитывал свой дневник так: приходит, положим, 20 августа или другое число, я беру все с вои дневники и прочитываю, что думал и чувствовал, и делал в это время, в это же число и месяц и другие годы. Это великое дело так следить... (преп. Варсонофий).ДобродетелиДа разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божии: "Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя" (ср.: Ис.64,6). Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики (преп. Анатолий).Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда... (преп. Анатолий).Значит, всяк, кто желает достигнуть Христова Царства, не должен, озираясь, припоминать свои высокие добродетели и особенно высокие думы, - а зреть подвиги и славу святых: и будем с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души, и ужасающие истязания тогдашние и не согрешишь (преп. Анатолий).