О первородном грехе и искусственном зарождении

Из сказанного о состоянии тел Адама и Евы до грехопадения можно сделать вывод, что дальнейшее физическое состояние прародителей определялось не их первозданной природой (допускающей возможность как бессмертия, так и смертности), а их духовным состоянием. Иными словами, выбор прародителями в раю своей духовной (нравственной) направленности, определял и дальнейшее состояние духовно-вещественной природы человека в целом и состояние его тела, в частности (по данному вопросу см. также приложение 1).

1.2. Бог создал человека достаточно совершенным. "Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков" (преподобный Макарий Великий. Цит. по 8:151) "Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир - малый в великом, другого Ангела" (38:152).

Действительно, такое положение о совершенстве человека: "а) вытекает из свидетельства Моисея, который, как только сказал о создании человека, вдруг делает общее замечание: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31); б) необходимо допускается здравым разумом на основании одной идеи о Боге как существе бесконечно премудром, Который и не мог создать кого-либо несовершенным, то есть, недостаточным для цели" (21:463,464); в) указывается Моисеем, свидетельствующим о том, что человек был создан по образу Божиему (Быт.1:27; 9:6), по подобию Божиему (Быт.5:1); г) подтверждается пророком и царем Давидом, сказавшим про созданного Богом человека: "Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его" (Пс.8:6) (46:392).

Однако совершенство человека следует понимать не как высшую степень духовного состояния, при которой человек уже нравственно не может (не хочет, не будет) грешить, а как достаточную степень этого состояния, при которой человек уже вполне может не грешить [5]. Ибо, "Бог сотворил человека правым" (Еккл.7:29). Иными словами, "эта безгрешность была относительной, не абсолютной; она лежала в свободной воле человека, но не была необходимостью его естества Грех не был составной частью их богосозданного естества, но мог стать достоянием их свободной воли" (76:19).

Адам и по телу был сотворен совершенным. Окружающий его физический мир не мог принести ему вреда, ибо он был сотворен "не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовались на него как на всесовершенный венец творений Божиих" (62:29).

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, при перечислении славных мужей и отцов (Сир.44:1), через которых Господь являл величие Свое от века (Сир.44:2), сказано: "но выше всего в творении - Адам" (Сир.49:18).

Глава 2. Первая заповедь в раю

Заповедь, данная Богом Адаму в раю: " от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт.2:16,17), - являлась первым повелением, первым законом для Адама и, поскольку он был первым человеком, для человеческого рода вообще. Она устанавливала, что можно делать, что нельзя и предупреждала о наказании за нарушение этого запрета."В законе, данном Адаму, - пишет Тертуллиан, - находим прикрытыми все заповеди, впоследствии объявленные через Моисея, как то: "И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (Втор.6:5); " люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев.19:18); "Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Исх.20:13,15,16); "Почитай отца твоего и мать твою" (Исх.20:12); "Не желай что есть у ближнего твоего" (Втор.5:21) [6]. Таким образом, первый закон, преподанный в раю Адаму и Еве, является как бы некой матерью всех прочих заповедей Божиих.Значит, в том общем и первоначальном законе Божием содержались все заповеди последующего закона, которые были объявлены в свое время" (цит. по 76:26,27).Приведем по данному вопросу мнение святителя Игнатия (Брянчанинова): "Посреди рая находилось древо жизни, вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого (см. приложение 1). Находилось посреди рая и другое древо, древо познания добра и зла. Господь, введши первозданных в рай, заповедовал Адаму: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:16,17). Эта заповедь объясняет многое. Очевидно, что плоды дерев райских гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо было древом жизни, а другое древо - древом познания добра и зла. Познание этого хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, - для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно. Такое суждение заимствуем из опытного учения великих иноков. Они завещают новоначальным подвижникам немедленно отвергать всякую злую мысль, только что она явится уму, потому что ум новоначального еще слаб и неопытен, еще не разрушил вражды со грехом и, вступив в беседу с ним, непременно увлекается и низлагается им. Напротив того, отцы завещают преуспевшим подвижникам не тотчас отвергать злую мысль, но сперва рассмотреть, истязать, обличить и тогда уже отринуть ее: подобным образом действия доставляется особенная опытность в невидимой борьбе с духами злобы, изучаются их лукавство, их козни, сила веры, смирения и молитвы" (32:163,164 со ссылкой на "Достопамятные сказания", об авве Иосифе Панефосском, гл.3).В дальнейшем людям неоднократно давались заповеди (заветы, уставы, законы, определения, постановления, повеления), в которых определялось: что надо делать и что нельзя; что ожидает людей, если они будут выполнять постановления Божии (волю Божию) (см., например, Исх.15:26; Лев.25:18; 26:3-12; Втор.10:12,13; 11:13-15,22-27; 13:17,18; 15:4-6; 26:16-19; 28:1-14; 30:1-16,19,20; Мф.7:21; 19:17; 1Ин.2:17) и что ожидает, если не будут (см., например, Лев.26:14-41; Втор.8:19,20; 11:26,28; 28:15-68; 30:15,17-19; 31:20,21,29). Заповедь, аналогичная по структуре заповеди, данной Адаму, приведена, например, во Втор.30:15-19. В ней, в частности, говорится: " жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" О наказании смертью за невыполнение заповедей Божьих сказано, например, во Втор.8:20; 30:15,17-19.Глава 3. Грехопадение прародителей (первородный грех)3.1. К падению прародителей (Быт.3:1-6) имеют отношение следующие факторы: