Я приглашаю всех к сотрудничеству с этим центром Православной Церкви. В ходе этого курса мы увидим нашествие тоталитарных сект на нашу страну, насколько это опасно, насколько оно продвинулось. Да и что там курс, когда я уверен, что каждый из вас постоянно на улице видит проповедников всех этих новых сект и новых религиозных движений. Пару недель назад в "Известиях" была статья, которая наглядно иллюст рирует, насколько сектанты стали частью нашей общей жизни. Там говори- лось о том, что на Кипре какой-то человек торговал дачами на берегу моря на время, т.е. человек покупает часть дачи и может, скажем, две недели в году проводить на ней. Этот торговец подошел к русскому отды- хающему и предложил ему купить часть дачи, а русский отдыхающий сказал ему, что он в отпуске и отдыхает от вкладывания денег, от подобных покупок и от подаяний девочкам, собирающим н улицах на помощь студентам. Так вот, эти девочки, собирающие на помощь студентам, это представительницы движения Муна, объединения, которые продают переводные кар- тинки, как они говорят в помощь бедным студентам, на самом деле, конечно, все деньги идут Муну.

Т.е. если даже в подобных статьях говорится о таком постоянно присутствующем явлении нашей жизни, то как далеко это продвинулось! Чтобы как-то сектантству ответить, нужно немножко знать о нем. Разговор у нас пойдет тяжелый об этих сектах, потому что это изучение плодов падшего человеческого разума, все это тяжело и неприятно, но тем не менее знать это нужно. Мы будем говорить о признаках, которые отличают тоталитарные секты, один из них это то, что они при вербовке никогда не говорят всей правды о себе, они говорят лишь небольшую часть, лишь то, что может привлечь людей. Поэтому, если бы каждый человек, к которому подходят сектантские вербовщики, знал бы подлинное содержание учения секты, знал бы, что с ним произойдет, как ему предстоит измениться, мало бы кто к ним пошел бы. Чтобы объяснить людям, которые могут попасть в секты, чем им это грозит, мы должны знать об этих сектах, как бы это ни было тяжело и неприятно. Для катехизаторов и для учителей знание основ крупнейших сект, которые действуют у нас в стране, совершенно необходимо. Общего плана этого курса нет и быть не может, будет несколько вводных лекций об общих чертах тоталитарных сект, а потом будем рассказывать о сектах по одной. Так как у нас есть два-три десятка крупных сект, то разговор может затянуться, но что успеем, то и успеем.

Говоря о новых религиозных движениях, я должен сказать, что классификация сект весьма затруднительна, в чем и состоит сложность нашего курса. Я хотел бы начать с истории возникновения сект и с побудительных мотивов их основателей. Конечно, первым сектантом был сам сатана. В книге "Бытия" рассказ о грехопадении - о том, как змий иску- шал Еву - это типичный пример сектантской вербовки. Это то же, что происходит на улице, когда к вам подходит сектант. Все происходит совершенно по той же самой модели, т.е. через ложь, через отчасти близ- кие к истине, но совершенно обманные обещания. Известно, что если всегда говорить абсолютно чистую ложь, то это мало привлекательно, а вот если чуть-чуть искривить правду, то это кажется достоверным. И смысл искушения сатаны в его утверждении, что Бог, дескать, вас обманул, сказав, что вы умрете, вкусив от этого древа. А на самом деле это неправда, наоборот, вы не умрете, а будете как Боги, знающие добро и зло. Т.е. тут предложена попытка автономии человека от Бога, попытка человека стать Богом самому по себе вне Творца. Самому стать независимым и самодовлеющим, царем вселенной и получить некие божественные качества собственными силами, собственными усилиями, помимо Бога, минуя Бога. Этот принцип как раз и лежит в основе любой секты.

Первая попытка классификации - можно говорить о двух типах сект, которые существовали с самого начала христианской истории (вы уже историю христианской Церкви проходили, поэтому я подробно объяснять не буду). Одни секты, которые обещают человеку приобрести сверхъестественное знание, сверхъестественную силу и возможности интеллектуальным путем через владение неким тайным знанием, которое передается из уст в уста и из рук в руки, т.е. это гностический соблазн, гностические сек- ты.

Второй тип сект - это секты чистых: секты катаров, первой из которых был монтанизм. Как правило, все эти секты характеризуются апокалиптизмом, т.е. это попытка достичь высших сфер бытия постредством собственных усилий, собственной чистоты, собственной праведности жизни, опять же вне Бога. Это попытка создать церковь чистых (отсюда название "катары", т.е. чистые), замкнуться изнутри и создать общину со строжайшей дисциплиной и закрытую для внешних. Понятно, что та и другая попытка глубоко ошибочны и антицерковны. Тем не менее у сатаны фантазии очень мало и все секты, которые возни- кают сейчас и возникали во всю историю христианства, можно отнести ли- бо к тому, либо к другому типу. Я повторяю, это попытка достичь некоего божественного состояния, обрести благодать через обладание тайным знанием, сюда включается участие в тайных церемониях и т.д. Либо это попытка добиться того же через особый образ жизни, т.е. свои собственные аскетические или какие-либо другие усилия. Но возможно и соединение этих двух типов в одной секте. Сколько существовала религиозная мысль человеческая, столько существовали и секты. Само понятие секты сделалось особенно актуальным с началом христианской истории, и во всю историю христианства возникали секты. Однако, необходимо выделить наш XX век, как нечто новое в истории появления сект, как век, сказавший новое слово. Дело в том, что в XX в. впервые появились те секты, которые мы называем тоталитарными. Вообще тоталитаризм - это явление XX в., до XX в. он не существовал. Были авторитарные системы, были диктатуры, но никакая система не претендовала на полное и всеохватывающее влияние на все сферы человеческого бытия, человеческой жизни. Это появилось впервые лишь после победы коммунистической революции в России, и собственно в нацистской Германии и в других странах. И тут каждому полезно перечесть книгу Джорджа Орвелла "1984 г." написанную в жанре антиутопии. В ней говориться об "идеальном" тоталитарном режиме, со всеми его характерными признаками. Перечитайте ее, и вы увидите, что многие орвелловские понятия вновь и вновь будут встречаться нам в сектах, о которых мы будем говорить. Предтечами тоталитарных сект можно считать иеговистов: и "Свидетелей Иеговы", и мормонов, точнее наоборот, потому, что мормоны возникли первыми. Настоящим рождением современной оккультной религии можно считать Чикагский религиозный парламент, состоявшийся в 1898 г. Организован он был теософами, которые говорили об объединении всех религий. И эта оккультная теософская система, тот синтез, который они пытались создать между религиями Востока и Запада, породила ту оккультную систему, к которой принадлежат все нынешние тоталитарные секты. Они являются ее частями, и потому единственная возможная классификация - это рассматривать все современные секты, как ветви единого оккультного древа. По латыни это "religio occulta" - оккультная религия. Сейчас можно поговорить о неких общих признаках этой оккультной религии, построенной, безусловно, на теософской основе, которая созда- на, увы, усилиями нашей соотечественницы Елены Петровны Блаватской. Вначале рассмотрим принцип реинкарнации, т.е. переселения душ, который лежит в основе теософии. Понять теософскую идею реинкарнации - это понять, на чем построено большинство современных сект.