Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

28) Поскольку несомненно было доказано тогда, что их речения негодны и всегда могут быть обличены как нечестивые, то воспользовались заимствованным у эллинов речением: несозданный, чтобы под предлогом сего именования Божие Слово, Которым все созданное получило бытие, сопричислить к созданиям и тварям. Так они бесстыдны в нечестии, так упорны в хулах на Господа! Если по неведению сего именования столь они бесстыдны, то надлежало им узнать сие у сообщивших им оное, а именно, что те и ум, который производят от Благого, и душу, которую производят от ума, хотя знают, от кого — они, не убоялись впрочем назвать несозданными, сознавая, что, и сие утверждая, не умаляют они Первого, от Которого и сие. И им надлежало — или так говорить или вовсе не говорить о том, чего не знают. А если почитают себя знающими, то необходимо их спросить о сем, тем паче, что речение взято не из Божественных Писаний, и спорят они, говоря опять не на основании Писания. Объяснял я, по какой причине и в каком смысле Собор и многие Отцы Собора, согласно со сказанным о Спасителе в Писании, писали и излагали речения: от сущности и единосущный. Пусть и они, если могут, дадут ответ: как отыскали сие не из Писания взятое речение или в каком смысле называют Бога несозданным? Ибо слышал я, что именование это имеет разные значения. Говорят: несозданным называется то, что еще не сотворено, но может быть сотворено, и еще то, что не имело бытия и не может прийти в бытие, и в-третьих, обозначается этим словом то, что, хотя имеет бытие, однако же не сотворено, не имеет начала бытию, но вечно пребывает и неистленно. Итак, может быть, 439

пожелают они миновать первые два смысла по причине происходящей из них нелепости (ибо, по первому смыслу то, что уже создано или о чем ожидается, что будет создано, будет также несозданным, а второй смысл приводит к еще большей нелепости), перейдут же к третьему смыслу, в оном именуя несозданное. Но, и это утверждая, тем не менее нечествуют. Ибо, если несозданным называют то, что не имеет начала бытию, и не создано, или не сотворено, но пребывает вечно, о Слове же Божием утверждают противное сему, кто не усмотрит лукавства этих богоборцев? Кто не будет камнями метать в них, предающихся такому безумию? Поскольку стыдятся произносить прежние свои басненные речения, за которые осуждены, то придумали жалкие эти люди выразить то же опять иначе посредством сего, как говорят они, именования: несозданный. Если Сын — в числе созданных, то очевидно, что и Он создан из не сущего. И если имеет начало бытия, то не был, пока не рожден. И если не вечен Он, то было, когда Он не был.

29) Итак, им, держащимся опять этого образа мыслей, надлежало самими собственными их речениями выражать свое неправомыслие и не прикрывать злоумия своего речением: несозданный. Но не так поступают эти злонамеренные люди, всё же делают коварно, подражая отцу своему диаволу. Как он старается обманывать чужими одеждами, так и еретики придумали именование несозданного, чтобы под видом прославления Божия сокрыть им хулу на Господа и под этим покровом выразить ее другим.

Но поскольку и это ухищрение их узнано, то пусть скажут, что иное остается еще им? Нашли мы, ответствуют коварные, и в присовокупление к прежнему говорят: несозданное есть то, что не имеет виновника бытию, но вещам сотворенным служит виновником, чтобы прийти им в бытие. Неблагодарные и подлинно не ведущие Писаний! И делают, и говорят они всё не к чести Божией, но к бесчестию Сына, а не знают того, что кто не чтит Сына, тот не чтит Отца. Во-первых, хотя наименуют так Бога, — этим не доказывается, что Слово — в числе вещей сотворенных, потому что Оно как есть рождение Отчей сущности, так и вечно пребывает у Отца. Именованием этим не нарушается естество Слова, и речение: несозданный 440

имеет опять значение не в отношении к Сыну, но в отношении к тому, чт? получило бытие чрез Сына. Кто произносит имя зодчего и называет здателя дома или города, тот не заключает под этим именем рожденного им сына, но по причине искусства и знания в делах, обозначая, что он не таков, каковы его произведения, называет его здателем; зная же природу творящего, знает и то, что инаков с произведениями — рожденный им, и в отношении к сыну называет его отцом, а в отношении к делам создателем и творцом. Подобно сему, кто таким образом называет Бога несозданным, тот именует по самим делам, означая, что не только Он не создан, но что Он — Творец вещей созданных; знает же, что и Слово — инаково с вещами сотворенными, и есть единственное собственное рождение Отца, Которым все получило бытие и все состоится.

30) И пророки, называя Бога Вседержителем, не потому именовали Его так, что Слово есть одна из сотворенных вещей, — ибо знали, что Сын — инаков с вещами сотворенными, и Сам содержит все твари по подобию с Отцом, — именовали же потому, что все твари, какие сотворил чрез Сына, Отец 441

Сам содержит и власть над ними даровал Сыну; даровав же, Сам опять господствует над всем чрез Сына. И еще, называя Бога Господом сил, пророки сказали это не потому, что Слово есть одна из этих сил, но потому, что Сыну Он Отец, а сил, сотворенных чрез Сына, Господь, потому что и Само Слово, сущее во Отце, есть Господь всего этого и все содержит. Ибо вся, елика имать Отец, принадлежит и Сыну (Ин 16:15). Посему как это имеет такой смысл, так, кто хочет называть Бога несозданным, пусть называет, если уже угодно ему это, однако же не потому, что Слово — в числе вещей сотворенных, но потому, как сказано прежде, что Бог не только не создан, но есть Творец всего созданного собственным Словом Его. Ибо и при этом наименовании Отца опять Слово есть Отчий образ и единосущно Отцу. А будучи образом Отца, Оно будет инаково и с вещами сотворенными и со всем прочим, потому что чей Оно образ, того свойство и подобие имеет в Себе, а потому именующий Отца несозданным и Вседержителем в несозданном и Вседержителе разумеет и Его Слово и Премудрость, то есть Сына.

Но эти чудные и склонные к нечестию люди, не о чести Божией заботясь, но по вражде к Спасителю изобрели именование: несозданный. А если бы у них было понятие о чести и о прославлении, то скорее бы надлежало и было бы лучше — и признавать и называть им Бога Отцом, нежели давать Ему такое именование. Ибо, называя Бога несозданным от сотворенных вещей, как сказано прежде, именуют Его только Творцом, чтобы в угождение себе и Слово объявить тварию. А кто именует Бога Отцом, тот вместе означает в Нем и Сына, и ему не будет неизвестно, что, поскольку есть Сын, то чрез Сына создано и все сотворенное. 442 31) Посему лучше и согласнее будет с истиною — от Сына обозначать и именовать Бога Отцом, нежели от одних дел именовать и называть Его несозданным. Ибо это именование указывает на дела, по воле Божией сотворенные Словом, а имя Отца дает разуметь собственное рождение от Его сущности. Сколько Слово превосходнее вещей сотворенных, столько и еще в большей мере именование Бога Отцом превосходнее именования несозданным. И как последнее именование взято не из Писания, подозрительно, имеет разные значения, так первое — просто, находится в Писании, согласнее с истиною и указывает единственно на Сына. Именование несозданный находится у язычников, не знающих Сына, а имя Отец познано нами от Господа нашего и Им даровано, ибо, Сам ведая, Чей Он Сын, сказал: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин 14:10), и: видевый Мене, виде Отца (9), и: Аз и Отец едино есма (10:30). И нигде не называет Отца несозданным, но и уча нас молиться, не сказал: егда молитеся, глаголите: Несозданный Боже! Но: егда молитеся, глаголите: Отче наш, Иже на небесех (Лк 11:2). К сему благоволил Он наклонить и то, чт? главного в нашей вере, ибо повелел нам креститься не во имя Несозданного и созданного, и не во имя Несотворенного и твари, но во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф 28:19). Так освящаемые, истинно мы всыновляемся, и произнося имя Отца, из сего имени познаем и Слово во Отце. Но если угодно Ему, чтобы собственного Его Отца называли мы нашим Отцом, то не должно посему сравнивать нам себя с Сыном по естеству, потому что по Его милости именуется нами так Бог. Поскольку Слово понесло на Себе наше тело и было среди нас, то вследствие сего, по милости явившегося среди нас Слова Бог именуется нашим 443 Отцом. Ибо пребывающий в нас Дух Слова через нас именует Отца Его как бы нашим, такова — мысль апостола, который говорит: посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал 4:6). 32) Но, может быть, обличенные за именование несозданный, будучи лукавы нравом, захотят и они сказать: о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе должно говорить из Писания, что написано о Нем, а не вводить речений, не находящихся в Писании. Да, так должно, сказал бы и я, потому что признаки истины, взятые из Писания, гораздо точнее, нежели взятые из других источников. Но злонравие и при коварстве изменяющееся во всякие виды нечестие Евсевиевых сообщников, как сказано прежде, понудило епископов яснее изложить речения, низлагающие их нечестие. И как доказано, что написанное Собором заключает в себе правую мысль, так явным сделалось, что у ариан речения — гнилы и нрав — лукав. Ибо и именование несозданный имеет собственный смысл, и может быть произносимо благочестиво, но они, по собственному своему умышлению, как сами захотели, употребляют и оное к бесчестию Спасителя, чтобы только с упорством богоборствовать им, подобно исполинам. Но не остались они не осужденными, произнося те речения, и не могли утаиться, что с худою мыслью употребляют слово несозданный, которое можно произносить хорошо и благочестиво, потому что совсем посрамлены, и ересь их повсюду предана позору. Хотя описал я тебе, припомнив, сколько мог то, что было сделано на Соборе, однако же, знаю, что упорнейшие из христоборцев, и это выслушав, не пожелают перемениться, но оставят это без внимания, ища опять новых предлогов, а после них станут выдумывать еще новые. По пророческому 444 слову: аще пременит ефиоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя (Иер 13:23), едва ли и они, научившись нечестию, пожелают мудрствовать благочестиво. А ты, возлюбленный, получив это, прочти про себя; если же признаешь полезным, прочти и братиям, кто будет тогда при тебе, чтобы и они, узнав это, одобрили ревность Собора поистине и точность разумения, осудили же разумение христоборных ариан и суетные их предлоги, какие научились они изобретать в защиту своей ереси. Богу и Отцу подобает слава, честь и поклонение с собезначальным Его Сыном и Словом, вместе со Святым и животворящим Духом, ныне и в нескончаемые веки веков! Аминь.