Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно

1) Хорошо поступил ты, известив меня о бывшем у тебя состязании с защищавшими Ариево дело, в числе которых находились и некоторые из Евсевиевых друзей, а большая часть была из братий, мудрствующих по-церковному. Почему похвалил я твою христолюбивую трезвенность, прекрасно обличившую злочестие этой ереси, подивился же их бесстыдству, потому что и теперь, когда показаны нетвердость и суетность арианских умствований, даже осужденные всеми за свою во всем злонамеренность, — после всего этого ропщут они, подобно иудеям, говоря: для чего сошедшиеся в Никее отцы употребили не из Писания взятые речения: от сущности и единосущный. И ты как человек ученый доказал, что они, прикрываясь этим, не более, как пустословят, они же, выдумывая предлоги, не делают ничего необычайного для их злоумия, потому что так же разнообразят и меняют свою мысль, как хамелеоны — цвет: обличаемые краснеют, допрашиваемые приходят в затруднение, и потом с бесстыдством выставляют пустые отговорки. А если кто уличит их и в этом, — мучаются, пока не выдумают чего небывалого, и, по слову Писания, помышляют суетная (Иез 11:2), чтобы только остаться нечествующими.

Такое их усилие не иное что есть, как явный признак их неразумия, и как сказал я выше, подражание иудейскому злонравию. Ибо и иудеи, обличаемые Истиною, когда не могли противиться, 400

представляли предлоги, говоря: кое Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе? Что делаеши (Ин 6:30)? Между тем столько было знамений, что сами они говорили: что сотворим? Яко человек сей многа знамения творит (11:47). Мертвые воскресали, хромые ходили, слепые прозирали, прокаженные очищались, вода претворялась в вино, пятью хлебами насытились пять тысяч человек; все дивились и поклонялись Господу, признавая в Нем исполнение пророчеств, исповедуя, что Он — Бог, Божий Сын; одни только фарисеи, хотя видимые знамения были светлее солнца, всё еще как невежды оставались недовольными и говорили: почему Ты, человек сый, твориши Себе Бога? (10:33.) О несмысленные и подлинно слепотствующие умом! Им, напротив сего, надлежало сказать: почему Ты, Бог сый, стал человеком? Ибо дела показывали, что Он — Бог. Так надлежало сказать, и почтить благость Отца, и подивиться Его о нас домостроительству. Но они не сказали этого, даже не хотели видеть того, что совершалось, или и видели, правда, потому что по необходимости должны были смотреть на это, — но опять, меняясь в мыслях, роптали: для чего в субботу исцеляешь расслабленного и в этот день слепому от рождения возвращаешь зрение? И это опять было только одним предлогом и одним ропотом, ибо, когда Господь и в иные дни исцелял всяк недуг и всяку язю (Мф 4:23), — они обыкновенно порицали Его и лучше хотели подозревать в безбожии, именуя веельзевулом (Мк 3:22), нежели отречься от собственного своего лукавства. И хотя Спаситель так многочастно и многообразно открывал Свое Божество и всем благовествовал об Отце, тем не менее, как бы стараясь противу рожна прати (Деян 9:5), буесловя, противоречили они, только бы, по слову божественной 401

притчи, вины ища отлучитися от истины (Притч 18:1).

2) Так лукавствующие тогда и отрицающиеся Господа иудеи по справедливости стали вне законов и данного отцам обетования. И ныне иудействующие ариане, по моему мнению, в одинаковом находятся расположении с Каиафою и с тогдашними фарисеями. Примечая, что ересь их не имеет в себе ничего благовидного, придумывают предлоги, спрашивая: почему написано то, а не это? И не дивись, что теперь ухищряются они в этом, в скором времени прибегнут к поруганиям, а после сего начнут угрожать спирою и тысященачальником, в этом состоит мнимая твердость их зловерия. Отрицаясь Божия Слова, справедливо стали они скудными во всяком слове. Поэтому, зная сие, на их вопросы не дал бы я никакого ответа, но поскольку твоя любовь изъявила желание знать, что сделано на Соборе, — то не замедлил я, но вскоре объявил, как тогда происходило дело, кратко показав, в какой мере арианская ересь лишена благочестного образа мыслей. Ариане вымышляют только пустые предлоги, и смотри сам ты, возлюбленный, не действительно ли так. Если по причине всеянного в них диаволом зломыслия твердо полагаются на то, что изобретено ими худого, то пусть оправдаются в том, за что обвинены и признаны они еретиками, и тогда уже возражают, если могут, на сделанные против них определения. Уличенный в убийстве или в прелюбодеянии, после суда не имеет права возражать на приговор судьи, почему выразился он так, а не другим образом, и это возражение не освобождает осужденного, но еще более увеличивает вину его за безрассудство и дерзость. Поэтому и они — или пусть докажут, что образ их мыслей — 402 395 Второй Вселенский Константинопольский Собор определеннее показывает число бывших на Никейск. Соборе отцов, именно: 318. См. Прав. 1. благочестен, потому что были они обличены, и прежде не жаловались, обвиненным же не иное что следует делать, как оправдываться, или, ежели нечиста их совесть и сами видят свое нечестие, то пусть не возражают на то, чего не знают, чтобы не понести им сугубого зла: и обвинения за нечестие, и порицания за невежество. Но лучше пусть любознательно исследуют дело, чтобы, дознав, чего не знали прежде, омыть им нечестивый свой слух струями истины и догматами благочестия. Так было и на Никейском Соборе с приверженцами Евсевиевыми. 3) Поскольку упорно стояли они в своем нечестии и покушались богоборствовать, то, хотя предлагаемое ими исполнено было злочестия, однако же собравшиеся епископы (которых было более или менее трехсот395) кротко и человеколюбиво потребовали у них представить основание и благочестные доказательства на то, что они предлагали. Поскольку же, едва начав говорить, подвергались осуждению и начинали препираться между собою, то, видя великую несостоятельность своей ереси, оставались они безмолвными и молчанием своим сознавались, что стыдятся своего зловерия, а потому епископы, осудив, наконец, придуманные ими речения, вопреки им в настоящем виде изложили здравую и церковную веру. И когда это изложение подписано было всеми, — и Евсевиевы приверженцы подписались к тем речениям, на которые ныне делают они возражения, разумею же речения: от сущности, единосущный, и: Сын Божий — не тварь или произведение, и не что-либо из сотворенного, а напротив того, есть Слово, рождение от сущности Отчей. И 403 что странно — Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, за день отрицавшийся, а впоследствии подписавший это изложение, писал Церкви своей, утверждая, что это — вера Церкви и предание Отцов, и тем ясно показал всем, что прежде были они в заблуждении и напрасно упорствовали против истины. Ибо если и стыдился тогда употреблять сии речения и, как хотел, оправдывался пред Церковию, то в послании, не отрекшись от слов единосущный и от сущности, явным образом хочет выразить нами сказанное. И необычайное нечто случилось с ним. Как оправдывающийся, обвинял уже он ариан, что, написав: Сын не имел бытия, пока не рожден, не хотели признавать бытие Сына даже до рождения по плоти. Знает об этом и Акакий, если только и он, устрашившись нынешних обстоятельств, не станет лицемерить и не отречется от истины. Посему приложил я в конце Евсевиево послание, чтобы из него увидеть тебе неблагодарность к своим учителям этих христоборцев и еще более Акакия.