Письмо 261 (269). К супруге военачальника Аринфея, утешительное

Письмо 262 (270). Без надписи, о похищении девицы

Письмо 263 (271). К Евсевию, другу

Письмо 264 (272). К Софронию, магистру

Письмо 265 (273). Без надписи

Письмо 266 (274). К Имерию, магистру

Письмо 267 (275). Без надписи

Письмо 268 (276). К великому Арматию Письмо 269 (277). К Максиму Схоластику Письмо 270 (278). К Уалериану Письмо 271 (279). К Модесту, ипарху Письмо 272 (280). К Модесту, ипарху Письмо 273 (281). К Модесту, ипарху Письмо 274 (282). К епископу Письмо 275 (283). К одной вдове Письмо 276 (284). К сборщику податей Письмо 277 (285). Без надписи Письмо 278 (286). К смотрителю над тюрьмами Письмо 279 (287). Без надписи Письмо 280 (288). Без надписи Письмо 281 (289). Без надписи, об одной притесненной женщине Письмо 282 (290). К Нектарию Письмо 283 (291). К Тимофею, хорепископу Часть III. Письма святого Василия, в которых не видно времени их написания Письмо 284 (292). К Палладию Письмо 285 (293). К Юлиану Письмо 286 (294). К Фисту и Магну Письмо 287 (295). К монашествующим Письмо 288 (296). К одной вдове Письмо 289 (297). К одной вдове Письмо 290 (298). К одному благочестивому человеку Письмо 291 (299). К сборщику податей Письмо 292 (300). Утешительное Письмо 293 (301). К Максиму, утешительное Письмо 294 (302). К супруге Врисоновой, утешительное Письмо 295 (303). К комиту Письмо 296 (304). К Авургию Письмо 297 (305). Без надписи Письмо 298 (306). К севастийскому градоначальнику Письмо 299 (307). Без надписи Письмо 300 (308). Без надписи Письмо 301 (309). Без надписи Письмо 302 (310). Без надписи Письмо 303 (311). К главному начальнику Письмо 304 (312). К сборщику податей Письмо 305 (313). К сборщику податей Письмо 306 (314). Без надписи Письмо 307 (315). Без надписи Письмо 308 (316). Без надписи Письмо 309 (317). Без надписи Письмо 310 (318). Без надписи, о соотечественнике Письмо 311 (319). Об одном страннике Письмо 312 (320). Без надписи Письмо 313 (322). Без надписи Письмо 314 (323). К Филагрию Аркинскому Письмо 315 (324). К врачу Пасинику Письмо 316 (325). К Магниниану Письмо 317 (326). Без надписи Письмо 318 (327). Без надписи Письмо 319 (328). К Иперехию Письмо 320 (329). К Фалерию Письмо 321 (330). Без надписи Письмо 322 (331). Без надписи Письмо 323 (332). Без надписи Письмо 324 (333). К писцу Письмо 325 (334). К переписчику Письмо 326 (335). К Ливанию Письмо 327 (337). К Ливанию Письмо 328 (339). К Ливанию Письмо 329 (342). К Ливанию Письмо 330 (344). К Ливанию Письмо 331 (348). К Ливанию Письмо 332 (350). К Ливанию Письмо 333 (351). К Ливанию Письмо 334 (353). К Ливанию Письмо 335 (356). К Ливанию Письмо 336 (359). К Ливанию Предисловие Жизнь и деятельность святителя и его эпистолярное наследие Святитель Василий Великий (????????? ? ?????, †379; память 1/14 января), великий отец и учитель Вселенской Церкви, родился в 329 году в Кесарии Каппадокийской (ныне — территория Восточной Турции) в родовитой и благочестивой семье. Среднее образование будущий Святитель получил в родном городе, а высшее — в Афинах, где он, кстати сказать, познакомился и подружился с учившимся там же Григорием Богословом. По возвращении на родину Василий преподавал риторику. Около 356 года Святитель побывал в монастырях Месопотамии, Палестины и Египта. В 357 (или 358) году Василий был крещен и получил должность чтеца. Но, находясь под впечатлением увиденного во время паломничества, Василий предался аскетическому уединению, основывая монастыри в Понте (Прибрежной Каппадокии). При их устроении Святитель старался сочетать суровость физического труда с высокой духовной собранностью и широкой благотворительностью. Для монастырей он написал правила монашеской жизни. Около 362 года Василий был посвящен в сан пресвитера, а в середине 370 года был избран епископом Кесарии. Памятником его деятельности на поприще церковного богослужения явилась литургия, названная его именем. На поприще церковного устроения Святитель прославился бескомпромиссной борьбой с арианством. Среди сочинений Архипастыря особым успехом пользовались «Девять бесед на Шестоднев», «Пять книг против Евномия», «Беседы на псалмы», «Нравственные правила», «Правила, изложенные в вопросах и ответах» (пространные и краткие) и другие. Огромная заслуга Василия Великого и в том, что им была окончательно определена Троичная терминология, принятая Церковью. Святитель почил о Господе в 379 году в Кесарии Каппадокийской. В эпистолярном наследии Святителя ярко отразился огромный духовный путь, который святитель Василий прошел от юношеской риторической экспрессии до сдержанной умудренной вдохновенности Писанием. Кроме того, письма святого Василия представляют собой и ценный исторический источник: по его письмам можно проследить, как разворачивалась борьба с различными ересями, противостоявшими Святителю на пути становления никейской веры. Письма Святителя весьма разнообразны в содержательном отношении и блестяще написаны. При известной строгости и «практичности», стилю писем святителя Василия не была чужда и ирония, но если в ранних письмах это была горькая ирония философа, несколько свысока смотрящего на «внешнюю суету мира», то впоследствии она приобретает смелый оттенок правоты в спорах с еретиками. Размышления Святителя по поводу устроения подвижнической жизни благодаря активной переписке довольно рано получили широкое распространение в аскетических кругах Каппадокии, Понта, Западной Сирии и Армении, а затем и в более отдаленных провинциях империи. Потом наступило время антиарианской полемики, которая нашла убедительное отражение как в обличении заблуждений Евномия, так и в появлении писем догматического содержания. Святитель Василий пользовался таким нравственным авторитетом, что его канонические установления, составленные в виде писем к епископу Амфилохию Иконийскому, стали основой византийского Номоканона. В своих последних письмах Архипастырь достигает полноты зрелости, находясь в расцвете духовных и умственных способностей.