студенту сие было не по карману. Поэтому популярность его резко взлетела, но так же резко и обрушилась. И тогда он понял, что зашел не с того конца. Он засел в отеле "Калифорния" и переработал всю свою программу, убрав все ссылки на религию и на религиозность. Он закрыл свой фонд и основал новую организацию - "Международное студенческое общество медитации". Тут же стали возникать его отделения во всех университетских студенческих городках, и вот тут- то он попал, что называется в жилу, потому что среди студентов было повальное увлечение Востоком, а то, что он предложил, не называлось религией - все было построено на научных психологических методах. Он подчеркивал не духовную значимость всего этого, а материальную: начните медитировать - и сразу у вас появятся хорошие отметки, вы сможете найти работу и т.п. Ну а если хочешь "поторчать", то зачем тебе вредные наркотики, когда у нас можно "поторчать" и без них. Буквально через несколько лет у него появилось 6 тысяч учителей (учеников?) и 20 миллионов долларов годового дохода, что по тем временам были деньги сумасшедшие. С тех пор все это возрастало. Основной призыв состоял в том, что трансцендентальной медитации очень легко научиться, что она может дать наслаждение, обеспечить глубокий отдых и расслабление, что необходимо для динамичной работы, улучшить ясность восприятия, активизировать творческий ум, расширить осознание действительности, обеспечить развитие личности естественным путем. По словам Махариши, все это очень просто: медитируйте по 20 минут утром и вечером - повторяйте данную вам мантру, которую практикуют во всем мире пилоты, министры, домохозяйки, строители, лесорубы, ученые - все, все, все. Это было совершенно не похоже на сложную индийскую философию и пропагандировалось с помощью добротного маркетинга и рекламы. Вначале, когда Махариши только еще приехал в Америку, он говорил об "абсолютном бытии", что для этой страны было слишком религиозным термином. Тогда он стал перерабатывать свою систему и заменил этот термин на "творческий разум" и "творческий интеллект" - более похоже на научный термин, но для Махариши это было синонимом Бога. "Абсолютное бытие", "творческий разум" и "Бог" в его понимании были синонимами. Бог, как понимал его Махариши, это все, что нас окружает (типично пантеистическое восприятие), это та безличная сила, которая пронизывает все в этом мире, отождествляется со всеми вещами в этом мире. Бог больше природы - это сама вселенная и все, что есть во вселенной, но не зло. Зло из системы Махариши совершенно выпадает: непонятно, откуда оно явилось и какова его сущность. Это был весьма оптимистический взгляд на человека и на природу. "Я есть То, ты есть То, все это - То. Есть только одно То, и ничего нет больше Того". Или: "Я есть - Одно; ты есть - Одно; все это - Одно; есть только одно Одно и больше ничего нет, кроме Одного". "То" или "Одно" - это и есть упоминание о творческом интеллекте, или о Боге. То есть Бог - это не Личность. "Все в природе - это демонстрация абсолютно неличностного существа, вездесущего Бога... Этот неличностный Бог является тем существом, которое обитает в сердце каждого". Все, о чем говорит Махариши, можно найти в индийских писаниях, но чтобы пояснить его учение о Боге, нужно ввести еще два термина - в том смысле, в каком употребляет их он сам. Один термин - "прана", Махариши его употребляет в значении некой направленности Бога на творчество: Бог не может не творить, и прана - это Его неотъемлемая часть. Махариши сравнивает Бога с океаном, из которого постоянно вытекает разнообразие жизни. "Бог - верховное всемогущее существо, в котором эволюционный процесс находит свое завершение, находится на высшем

уровне творения... Он охватывает всю эволюцию и различные жизни бесчисленных существ во всем космосе". В невидимой форме это ум, а в материальной - материя. Все это вытекает из Бога и все является им... Человек также является Богом: "Каждая отдельная личность по своей природе является неличностным Богом". Второй термин - "карма", формирующая сила, которая определяет все разнообразное бытие. Если Бог - это океан, то карма - это сила, которая действует внутри океана и творит волны. Карма - это действие, это то, что заставляет все живое существовать, жить. У кармы есть цель - ум, или разум; у разума тоже есть цель - это карма. Постоянно идет цикл превращений и перевоплощений: душа перевоплотилась в жука; если жук вел себя хорошо, то у него есть возможность перевоплотиться в лошадь. Если лошадь вела себя хорошо, у нее есть возможность перевоплотиться в корову, у коровы - в человека и т. д. Та же самая карма управляет и Богом, который тоже находится под властью кармы. Он определяется кармой и сам не свободен от нее. Человек состоит из тела, ума и внутреннего "я". Тело - это оболочка, данная нам праной и кармой. Внутри тела находится ум, который сам по себе невидим, но обладает опытом и может действовать. Внутреннее "я" - это семя Бога, которое живет в каждом из нас. Это некая светящаяся точка, которая проявляется в наших действиях. Пока нам повезло в воплощении и мы люди, нужно развивать в себе сознание Бога, потому что клоп, в которого мы тоже можем воплотиться, развивать в себе сознание Бога не может. Мы умираем, и тело распадается, но самое важное - внутреннее "я", которое остается. Если мы сознаем, что жизнь от Бога и что Бог выражается в творчестве, чистоте и блаженстве, то мы вступаем в Божественную жизнь. Согласно Махариши, цель жизни - это расширение счастья. Добиться расширения счастья мы можем лишь тогда, когда являемся человеком. У каждого человека есть возможность эволюционировать к совершенному осознанию Бога. Разум, сила, энергия, творчество, блаженство - все это высшие качества человека. Наша цель - расширение счастья - позволяет нам все эти качества в себе взращивать в полной чистой форме. Мы являемся мостом между Богом и всей остальной тварью; наша задача - приобрести разум, силу, энергию, творчество и блаженство и распространять эти качества на все остальное творение Бога и на все остальные формы жизни. Махариши говорит, что любой человек может развить в себе все эти характеристики, но большинству людей это не удается. Можно сказать, они проваливаются на экзамене жизни. У многих это не получается просто потому, что они безразличны к задаче воспитания в себе Божественной природы. Это безразличие и является причиной всех ошибок и падений человечества. Из-за того, что мы такие безразличные, мы не знаем, как открыть и достичь Бога внутри себя, а потому не видим подлинной цели в жизни и не можем жить нормальной жизнью - не можем соединить тело, ум и внутреннее "я", чтобы они вместе участвовали бы в естественном процессе эволюции. Эволюция же, согласно Махариши, это те воплощения, которые доходят до нас и из которых мы можем вырваться и не превращаться ни во что более, можем развить в себе блаженное осознание Бога. То есть нужно в себе развивать и расширять абсолютное бытие и самому в этом безличном бытии растворяться. Пока мы живы, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться всеми радостями жизни. Покуда мы люди, все равно мы лучше животного. У человека есть разум, но при этом нужно помнить, что все наши злые поступки нам засчитываются. Если камень бросить в океан, волны будут распространяться бесконечно - так и любое наше дело делает волны ко всему Божеству и когда-нибудь мы получим воздаяние за свои поступки. Но если мы успели в себе открыть абсолютное бытие и уйти в него, то

кару получают нашу ближайшие родственники. Только "ТМ" создает в себе обратные волны, которые могут погасить волны от злых деяний и улучшить общее состояние мира. Бог не защищен от поступков, которые мы делаем, но чтобы вырваться от всего этого, нужно соединиться общей целью с Богом - целью, ради которой Он создал вселенную. Тут вступает в действие трансцендентальная медитация. Для нормального человека, учит Махариши, есть три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений. Мы не выходим за пределы этих трех состояний. Но Махариши говорит, что есть еще четвертая стадия - полное осознание внутреннего "я". Это состояние наступает тогда, когда вы полностью отсекаете от себя все и остаетесь наедине с безличным Богом, Который находится внутри вас, и тогда начинаете полностью осознавать внутреннее "я". Махариши говорит, что это та реальность, на фоне которой существуют три первых состояния. Он называет это состоянием чистого сознания и говорит, что без его помощи такого состояния вы никогда не добьетесь. Когда человек, занимаясь трансцендентальной медитацией, достигает этого состояния, то оказывается, что это еще не все - есть еще пятое состояние, когда к полному осознанию внутреннего "Я" добавляется новое осознание внешнего мира. Раньше вы все осознавали умом, а теперь весь внешний мир будете осознавать через свои чувства. Прожив несколько лет в этом состоянии, вы можете за определенную сумму достичь следующего состояния, когда вы осознаете сущность бытия во всей полноте и осознаете Бога. Это состояние называется "единством". Итак, первое состояние - это бодрствование (мы живем, пользуясь нашими чувствами и разумом); второе состояние - сон со сновидениями, или "глубокое мечтание" (мы переживаем вещи, которые не являются реальностью); третье состояние - сон без сновидения (состояние бессознательности); четвертое состояние - состояние чистого сознания (человек очищает свой ум, отказывается от всех внешних впечатлений, от всего, что он знает; человек очищает свой ум для глубокого внушения, он отлучается от мира чувств); пятое состояние - человек одновременно ощущает реальность и нереальность (на самом деле это смешанное первое и второе состояния, когда больше не ощущается различия между мечтой и реальностью); шестое состояние - полное отключение от внешнего мира (мир воспринимается как галлюцинация). И, наконец, седьмое состояние - по всей видимости, чистое безумие. Начиная с четвертого состояния, ум работает уже без тормозов, человек уже больше не является самим собой. Махариши говорит, что в седьмом состоянии нужно полностью сдаться, поклониться и покориться всемогущей силе природы. Чтобы сдаться, нужно отказаться от всех мыслей, даже от мысли о том, что вы хотите сдаться. Делается это при помощи ТМ: человек вылетает в астрал и до него уже не достучаться никакими силами. Само слово "трансцендентальный" происходит от слова "трасценд", что значит "перейти границы". Махариши говорит, что нужно осознать абсолютное бытие, которое находится по ту сторону наших чувств. Чтобы его познать, нужно перейти через границу наших чувств. Сама пор себе медитация - это процесс концентрации на чем-то, когда человек фокусирует свой ум лишь на одном объекте, отключаясь от всего остального. Для Махариши этот объект является Абсолютным Бытием, или Творческим Разумом (в более поздней терминологии). Бог далеко, поэтому вам дается мантра, на которой вы медитируете. Человек должен постоянно вдумываться в звучание и смысл этой мантры. Но смысла мантра вы не знаете, потому что это санскрит, поэтому медитируете только на звуке. Звук - это имя того или иного индийского божества; таким образом, адепт трансцендентальной медитации концентрируется на звуках имен, отключаясь от всего остального мира.

Посредством этого он переходит из одного состояния в другое, и таким образом движется творческая эволюция, к которой и призывает Махариши. Согласно Махариши, ее результат - освобождение от перевоплощений и слияние с Абсолютом - с Творческим Интеллектом. Махариши обещает: "Будьте тверды и знайте, что вы - Бог, и когда вы знаете, что вы - Бог, выв будете жить как Бог". Для христианина совершенно очевидно, что это такое и к чему оно ведет. "ТМ" видит своей первоочередной задачей - чтобы люди начали пользоваться трансцендентальной медитацией и вошли в состояние "внемлющих" (есть еще "посвященные"), платя денежки и медитируя. А из них можно еще вербовать "внутренний круг". Поэтому у них разные школьные методы (они и называют себя школой). У них множество дочерних предприятий, которые отвечают за распространение "ТМ" - "Международное студенческое общество трансцендентальной медитации", "Российское студенческое общество трансцендентальной медитации", "Американское студенческое общество трансцендентальной медитации", "Фонд творческого разума" , "Международный университет Махариши" (он действует в Москве и в Омске). Есть "Европейский университет исследования Махариши" и множество других организаций. На самом деле это крыша для ТМ. Этим методам обучают бизнесменов, администраторов, школьников - кого угодно. Придраться, как всегда, ни к чему нельзя: вам кажется, что система действует, и вы об этом объявляете - это доказывает действенность системы. Если же система почему-то не действует, то причина в вас - плохо медитируете. Подобно лидерам других сект, Махариши утверждает, что его путь - единственно возможный: "Только тогда, когда человек становится постоянно присутствующим в вечной свободе Абсолютного Существа, он "освобождается от всех грехов". Брахмабинду Упанишад объявляет, что гигантская гряда грехов, тянущаяся на многие мили, сокрушается той цельностью, которую мы обретаем посредством "ТМ". Иного выхода нет!". В 1977 году верховный суд штата Нью-Джерси (США) запретил распространение учения НТИ/ТМ (Наука Творческого Интеллекта/Трансцендентальная Медитация)) в школах, придя к выводу: "Учение НТИ/ТМ и Пуджа (обряд посвящения, см. выше. - А.Д.) религиозны по своей природе, другое заключение недопустимо и необоснованно... Нет ни малейших сомнений по поводу фактов или религиозной природы учения Науки Творческого Интеллекта и Пуджи". Для иллюстрации вышесказанного привожу воспоминания одного молодого человека, который был членом внутреннего ядра "ТМ". "Когда я учился в выпускном классе средней школы, туда прибыли вербовщики из Международного университета Махариши (как видим, они проникают в государственные школы в Америке. - А.Д.). Нам объяснили, что Международный университет Махариши - это официальный зарегистрированный университет в штате Айова. Нам рассказали о всех выгодах таких научно обоснованных программ, являющихся базой для новейших образовательных систем, которые практикуются в этом университете. Вначале я пошел на вводную лекцию, где хорошо одетые преподаватели трансцендентальной медитации, или инструкторы рассказывали о ТМ как об ай-би-эм движения человеческого потенциала. Все казалось очень интересным: научные исследования, свидетельства очевидцев и удобные аналогии. Они говорили о личном росте, о социальных переменах, прогрессе в окружающей среде и о мире во всем мире. Вербовщики изо всех сил старались представить ТМ не как религию, не как стиль жизни, а как философию. Мне показали видение возможностей ТМ, разложив передо мной все мое будущее. Там будут дополнительные программы, продвинутые лекции, еженедельные и ежемесячные проверки

медитации, специальные выездные семинары, в том числе курс "Наука - творчество разума", затем образование в Международном университете Махариши и знакомство со всемирным размахом движения. Все это в конце концов и привело меня в Международный университет Махариши. Я клюнул на приманку и начал изучать ТМ. Мне было 17 лет. Я получил свою мантру и пошел на дополнительную лекцию, а потом начал ходить на еженедельные проверки медитации, на продвинутые лекции и каждые 10 дней подвергался особой проверке. Я видел спокойные улыбающиеся лица моих учителей и вскоре тоже почувствовал просвещение. Затем последовал выездной семинар. Медитации, которые были два раза в день, были заменены "округлением" - процессом более частых медитаций. Это особая техника дыхания, йогических позиций и просмотр видеороликов о Махариши. Чтобы обеспечить неослабевающее внимание на учении Махариши для всех участников семинара, нам было приказано никогда не оставаться в одиночестве. К каждому был приставлен "приятель", который ходил с тобой повсюду, ни на секунду не оставляя тебя одного. Нам было велено не читать газет, не смотреть TV, не слушать радио и никому не звонить по телефону - таким образом, как было сказано, мы получим от этого курса максимальную пользу. Одна из самых фундаментальных концепций курса называлась "выпуском стресса". По мере прохождения курса мы должны были "выпускать стресс", который является как бы тучей, затрудняющей и обволакивающей мыслительный процесс и ведущей к сомнениям относительно учения Махариши и движения ТМ. Мы должны были "выпускать стресс" за эту и за прошлые жизни. На языке ТМ это называлось "расстрессованием". Если мы занимались "расстрессованием", то у нас уже не возникало сомнений относительно учения ТМ, и наши "приятели", которые были к нам приставлены, должны были нам постоянно напоминать, что если у нас появляются сомнения, то мы должны вновь прибегнуть к "расстрессованию". Во время моего первого "округления" я испытывал эйфорию, которая прерывалась периодами диссоциации, деперсонализации, смешения всего, раздражительности и провалами в памяти. Лекции, на которых превозносились достоинства такой круглосуточной медитации для личного возрастания, были дополнены разговорами о важности повышения членского движения "ТМ" для спасения всего мира. Одна из преподавателей, про которую говорили, что она уже достигла просвещения, была сестрой одной из голливудских звезд. Назовем ее Мэри. Она действовала как вербовщик для Университета Махариши, изо всех сил превознося его достоинства как учебного заведения, которое даст самое лучшее в мире образование и как университета, из которого выходят личности, использующие свой потенциал на все 100 процентов. Если ты окончишь университет, ты будешь такой же просвещенный человек, как и Махариши, говорил она. Мэри рассказывала душещипательные истории о том времени, которое она провела с Махариши в Индии. Она говорила о замечательных качествах, которые он воплощал в своей жизни: добро, любовь, бесконечная забота о мире во всем мире и возможность всегда предпринимать правильные действия. Движение научило меня, что просвещенный человек никогда не прибегает к критическим мыслям. Он живет в единой струе с бесконечным всемирным сознанием. Просвещенный человек не делает ошибок, все его желания автоматически исполняются. По мере того как мое пристрастие к движению росло и укреплялось, я начал удаляться от своей семьи и ее обычаев. Прекратил ходить на богослужения, больше не бывал на семейных праздниках, стал вегетарианцем, перестал носить джинсы. Мои родители хотели, чтобы я поехал в университет во Флориду, но я отказался и поехал в "Международный университет Махариши".

Цель "Международного университета Махариши" - это научить студента, что все теории Махариши связаны со всем на свете через "Науку Творческого Интеллекта" - науку жизни по Махариши. В университете любая дисциплина преподается через свет "Науки Творческого Интеллекта". Курсы называются так: "Математика и наука творческого интеллекта", "Музыка и наука творческого интеллекта", "Бухгалтерский учет и наука творческого интеллекта", "Психология и наука творческого интеллекта", "Абсолютная теория правления Махариши", "Абсолютная теория защиты Махариши", "Абсолютная теория сельского хозяйства Махариши" и т.д. Университет Махариши устроен по блоковой системе: студенты одновременно изучают только один предмет, что может длиться от одной недели до одного месяца. Академические курсы дополняются месячными курсами круглосуточной медитации. Система "приятелей" исполняется очень строго. У нас была униформа, которую нужно было носить обязательно, специальная диета, строгий распорядок дня. За нашим поведением очень тщательно наблюдали инструкторы, большинство которых были преподавателями ТМ. По мере того как я раскрывал все новые и новые уровни учения ТМ, моя преданность движению укреплялась. От нас требовалась абсолютная секретность. Мы носили специальные нагрудные значки определенного цвета, по которым определялся наш статус внутри движения. Титулы статуса были такие: гражданин, губернатор, служитель; они означали достигнутый нами уровень доктрины. Наша верность движению проверялась еженедельно во время частных бесед. В 1976 г. Махариши объявил о создании продвинутой формы медитации, которая называлась "ТМ-сидхи". С ее помощью он намеревался развить супернормальные силы в человеке - например, левитацию (умение летать) и умение делаться невидимым. Махариши руководил этим новым трехмесячным академическим курсом из Швейцарии. Курс был структурирован таким образом, чтобы обучить ТМ-сидхи всех студентов "Международного университета Махариши". Я заплатил за этот курс 1400 долларов, взяв ссуду в банке. Содержание и структура курса были окружены покровом тайны. Махариши очень боялся, что в университет проникнут иностранные и правительственные агенты, и все более устрожал внутреннюю систему безопасности. Стандартный продвинутый курс, который требовал непременного присутствия "приятелей", повышенной медитации с запретом телевидения, радио и газет. Когда мы записались на новый курс, то подписали еще и соглашение об отказе от разговоров с людьми противоположного пола и о пожизненном целибате. Один из примеров паранойи Махариши произошел в тот день, когда нас обучили технике полетов по ТМ-сидхи. Нам велели собраться в зале собраний в наших самых лучших униформах и с нагрудным значком в руке. Знакомые охранники встретили нас у двери, проверили наши удостоверения личности (они назывались "Всемирное правительство века просвещения") и нагрудные значки. Когда мы прошли через первую дверь, удостоверения личности проверили еще раз, потом нам велели проверить удостоверения друг у друга. Лидер нашей группы проверил удостоверения у каждого члена группы. Потом инспектор и психолог университета еще раз проверили удостоверения личности, потом то же самое сделали администраторы курса ТМ-сидхи. Таким образом, это было проделано восемь раз. Была устроена очень хитрая система с наушниками. Мы провели перед фотографией покойного учителя Махариши индийские церемонии, известные как Пуджи. Потом наши удостоверения личности проверили еще раз, и только теперь началось обучение. Мы расселись, включили видеомагнитофон и надели наушники. На

экране появился Махариши. "Вы сидите на поролоновых матрацах (на самом деле мы сидели на стульях за партами), - заявил он и спросил: - Итак, вы хотите научиться летать? - И шепотом добавил: - Отношения тела и акаша - легкость ватного клочка". И велел повторять эту фразу через каждые 15 секунд. Махариши сказал, что так мы сможем научиться летать. После этого нас направили в летательный зал. В этой комнате пол был устлан поролоновыми матрацами. Несколько человек стали прыгать, как кролики. Те, которые остались на полу, начали думать о своих прегрешениях и нарушениях правил движения. Я подумал, что несколько раз ел воздушную кукурузу после 10 часов вечера - наверное, из-за этого я не смог взлететь. По мере того как шло время, групповое давление на то, чтобы взлететь, все усиливалось. Летательные комнаты были наполнены бесконечными выкриками, непроизвольными трясениями тела, смехом, переживаниями выхода из тела и баллистическим подпрыгиванием - как нам говорили, первая ступень полета. Это считалось академическим курсом, за это ставили академические отметки. Нас учили собираться дважды в день, чтобы практиковать 2-часовую программу медитации: дыхание, летание и чтение индийских писаний. Председатель департамента кафедры физики объяснил, что Махариши открыл, что когда группы людей, практикующих ТМ-сидхи, начинают летать вместе, то как раз это и может привести к миру во всем мире. Махариши начал посылать группы "летунов" во все горячие точки планеты - Никарагуа, Иран, Сальвадор, чтобы остановить войны. Он сказал, что таким образом мы добьемся мира во всем мире. Такая нахрапистость Махариши и представителей движения и отсутствие любой неподцензурной информации извне еще больше укрепляли мою преданность движению. Для того чтобы манипулировать студентами и добиться, чтобы они ни разу не пропускали сессий летания, в "Международном университете Махариши" использовался комплекс вины. Когда иранцы захватили американское посольство, моего приятеля, студента "Международного университета Махариши", который пропустил один из уроков летания, вызвали к ректору и обвинили в том, что именно из-за этого пропуска и взяли заложников в Иране. 27.02.97.

Л Е К Ц И Я 6 Безусловно, полностью объяснить воздействие сайентологии на личность лишь их психологическими методиками и лишь гипнозом невозможно, хотя там есть и то и другое. Но та быстрота, с которой они вторгаются в сознание человека, и те тяжелые последствия, которые это вторжение вызывает, все-таки заставляют подразумевать, что поскольку Хаббард был тесно связан с оккультизмом и сатанизмом, то, очевидно, всякий, кто поступает в сайентологию, по существу отдает себя в руки этих демонических сил. Воспоминания вначале о жизни нынешней, а потом и о жизнях прошедших, безусловно, подсовываются именно ими. При этом получается полное смешение реалий, когда человек уже не понимает больше, в каком мире он живет и какие реальные состояние он пережил в собственной жизни, а какие - в прошедшей. Ко мне приходили две дамы, которые тогда только что ушли из сайентологии (точнее, их оттуда выгнали по сайентологическому образцу: когда человек совершенно сходит с ума, его попросту вышвыривают. О нем говорить запрещается, как и интересоваться его судьбой). Эти женщины были в тяжелейшем психическом состоянии и говорили, что сайентологию основали пришельцы из космических миров, чтобы завоевать Землю. Они не могли жить без этого аудитинга и испытывали настоящую наркотическую зависимость от него. Они постоянно друг друга аудитировали, уже выйдя из сайентологии, и та, которую аудитировали, тут же впадала в транс, "возвращалась" умственно в ситуацию, которая была несколько дней тому назад, и начинала якобы читать мысли человека, с которым она несколько дней назад говорила. Вторая записывала. Потом они менялись ролями. Они принесли толстые кипы тетрадей в качестве свидетельских показаний, что эти люди говорили одно, а на самом деле думали другое, и были очень обижены на нас, потому что мы пытались их убедить, что не стоит к этому серьезно относиться. Это был очень тяжелый случай. Были и другие случаи того, что совершенно здоровые люди, никогда не бывавшие у психиатра до обращения в сайентологию, приходили в очень тяжелое состояние после всех этих процедур. Сайентология в России действует с 90-х годов. Пришла она к нам в виде организации "Нарконон". Группа людей посетила в Лондоне ее штаб-квартиру, в том числе известный космонавт Павел Попович, а также некий доктор Владимир Иванов, который был сотрудником МВД, где занимался наркоманией, но ушел оттуда, потому что, как он сказал в своем интервью, его просьбу о заграничной стажировке в МВД не удовлетворили. Зато ее удовлетворили в сайентологии и стали посылать его на множество заграничных стажировок. Иванов хвастал по телевидению, что он - первый человек, привезший учение Хаббарда в Россию. Итак, в России был основан "Нарконон", была издана "Дианетика" и прошла очень шумная презентация ее в Кремлевском Дворце съездов. Экземпляры "Дианетики" были разосланы всем депутатам тогдашнего Верховного Совета, и о ней очень хорошо отзывался Сергей Степашин, тогда еще не глава ФСБ, а председатель комиссии ВС по безопасности. Тогдашний вице-президент Александр Руцкой цитировал Хаббарда в своих интервью. Словом, сайентология у нас прижилась. В России начал работать Хаббард-колледж по административной технологии - одно из сайентологических предприятий, которое предлагает некую "чрезвычайно эффективную систему управления". Срабатывает это так. Приходит хорошо одетый джентльмен к директору завода, дела у которого не слишком хороши, и говорит, демонстрируя разноцветную полиграфическую продукцию: "Здравствуйте. Мы - из всемирно известного Хаббард-колледжа. Нашими услугами пользуются "Боинг", "Шанель", "Вольво", "Форд" (своя рука владыка - у нас не проверяют. - А.Д.)... Внедрите нашу технологию у себя на предприятии, и оно из убыточного превратится в процветающее. Прибыль вы будете иметь огромную, и вся она будет проходить через вас, поэтому вы будете иметь неограниченный контроль над этой прибылью и неограниченную власть над рабочими". Обычно это действует. Сайентологи внедрились таким образом на многие предприятия. В Москве это началось с вентиляторного завода "Мовен", различных страховых компаний типа "Налко", но с тех пор все эти "первопроходцы"уже разорилиось. Очень интересуются сектанты военно-космической промышленностью и внедрялись туда в городах Калининграде и Юбилейный Московской области, сильные связи у них и на Урале. Мэр г. Перми Владимир Филь объявил себя последователем Хаббарда и обещал перевести весь город на хаббардистскую технологию (правда, что-то у него не заладилось). Пермь вообще стала оплотом сайентологии: там и глава местного ТV - сайентолог, и на заводе "Пермские моторы" (секретное предприятие, на котором выпускают моторы для гражданских и военных самолетов) была внедрена система Хаббарда, а также в Екатеринбурге на "Оптико-механическом заводе" (почтовый ящик). Губернатор Новгородской области (не путать с Нижним Новгородом) также прошел обучение в Хаббард-колледже. Что же это за обучение? Когда мне в руки впервые попали сайентологические учебные пособия, я быстро прочел их, что было несложно: они похожи на комиксы, в которых основное место занимают картинки. И пока читал, я физически ощущал, что тупею, а под конец ощущал себя просто дебилом. Они действительно действуют очень отупляюще. Во-первых, взрослая книжка ничем не отличалась от детской (там были и те, и другие), разве что тем, что в детской были нарисованы дети, а во взрослой - взрослые. В этих книжках три главные идеи. Главная идея Хаббарда такова: чтобы чему-то научиться, нужно понимать все слова в тексте; если вы не понимаете хотя бы одно слово, вы текст не усваиваете. Если вы прочтете следующий текст, то усвоите его еще меньше, следующий - еще меньше... В результате вы будете неучем, и виновато в этом то самое единственное слово, которое вы не усвоили в самом начале. Для того чтобы чему-то научиться, вам придется вернуться в самое начало, выудить это непонятое слово, выучить его и заново прочесть все. Тогда вы все поймете. Есть там и несколько других идей, столь же банальных. Например: учение должно быть наглядным - нельзя говорить о мотоцикле не видя его, а если мотоцикла нет, то нужно сделать модель из демонстрационного набора (который прилагается и состоит из различных фишек, скрепок, ластиков и прочего) либо вылепить из пластилина. Собственно говоря, это и есть все главные идеи. Вроде бы ничего вредного они не содержат. Процесс обучения проходит так. Приезжает человек и, естественно, платит деньги вперед. Начинается обучение с директора предприятия, который платит немалую сумму. Поэтому даже если первое занятие кажется ему странным или глупым, он уже не уедет - деньги заплачены. А дальше на каждый день даются тексты. Вы сидите в классной комнате за партой и читаете эти тексты. Над вами ходит так называемый суперуайзер. Когда вы усвоите текст, вас экзаменуют и дают следующий. И так далее - никакого процесса обучения, собственно, там нет: вы просто читаете текст за текстом. Содержание их самое банальное: "Для того чтобы все рабочие правильно исполняли свою работу, каждый должен чувствовать себя на своем месте", "Каждый должен понимать процесс своей работы от начала до конца" и т.п. Как происходит усвоение? Вы читаете первый текст Хаббарда, в это время к вам подходит суперуайзер тычет пальцем в какое-нибудь слово и спрашивает, понимаете ли вы это слово. "Да, понимаю". - "Дайте определение (скажем, слова "планета")". Если ваше определение хоть на слово отличается от словарного (а там лежат словари Ожегова), то вам говорят: "Этого слова вы не знаете. Учите определение". Но вот вы выучили определение. "Составьте десять фраз с правильным употреблением этого слова и десять - с неправильным. Объясните, почему здесь правильно, а здесь - неправильно. Переходим к следующему слову." И так далее, и так далее... Таким образом, человек начинает заново изучать свой собственный язык. Но естественный процесс обучения здесь нарушается. Ведь даже если мы не знаем какого-то слова, мы восполняем его по контексту в считанные мгновения. На этом основано обучение, например, иностранным языкам. Но если начинать разбирать каждое слово в отрыве от контекста, то этот интуитивный процесс достаточно быстро разрушается. И вместо того, чтобы понять какую-то вещь мгновенно, человек бьется целый день, изображая свой процесс мышления при помощи демонстрационного набора из фишек и скрепок. В конце концов наступает состояние эйфорической легкости: как это просто и как хорошо, спасибо Хаббарду, что я эту вещь понял. Хотя на самом деле понять ее "обычным способом"не составило бы никакого труда. Более того, как известно, вся фраза может состоять из знакомых слов, но сама она тем не менее может не иметь никакого смысла. Таких фраз в наследии Хаббарда достаточно. Если же вы обратитесь к суперуайзеру и скажете, что не понимаете фразу, в ответ он спросит: "Какое слово вы не поняли в этой фразе? Ищите слово, проверяйте все слова по словарю и выучивайте их заново". Очень быстро наступает отупление. Кроме того, в тексте появляется все больше слов, которых вы в словаре уже не найдете, потому что это сайентологический новояз. Тут же стоят сайентологические словари - и приходится учить новые слова по этому словарю. В конце концов человек плавно переходит на язык сайентологических слов и понятий, то есть - цель достигнута. Мы помним: кто контролирует язык человека, тот контролирует его мысли. Помимо обучения, идет процесс постоянного давления на человека: необходимо пройти аудитинг; только "очищенный" человек может действительно контролировать ситуацию. Так что параллельно включаются и другие процедуры. Когда человек приходит на эти курсы, он встречает отношение к себе доброжелательное, но как к неразумному недоумку - ребенку, который ничего не знает и не умеет, а если что-то и знает, то неправильно. А поскольку к нам так относятся, мы начинаем эту роль играть: если к нам относятся как к неразумному ребенку, то мы и делаемся таковым и смотрим снизу вверх на мудрого всезнающего суперуайзера. Человек в таком состоянии делается особенно податливым и внушаемым. Когда таким образом обученный директор возвращается на свое предприятие, он посылает на учебу своих заместителей, за что, естественно, тоже платит деньги из бюджета предприятия. Затем - начальников цехов, потом - мастеров. На предприятии вводится хаббардистская система: рабочие обязаны изучать труды Хаббарда, обязаны ежедневно писать доносы (так называемые "оверты", выражаясь по-сайентологически) - на себя и на всех окружающих. За недоносительство полагается такая же кара, как и за сам проступок (прямо-таки нормы сталинского законодательства). Для разбора доносов существует набранная из числа сайентологов специальная "этическая комиссия", которая все их читает и делает выводы. Потом эти выводы передаются в "этисуд" ("этический суд"), состоящий также из членов секты. На заседание суда вызывают провинившихся, и суд выносит наказание. В конце концов число бюрократов начинает превышать число людей, которые что-либо производят, поэтому предприятие полностью разоряется. Очень многие из предприятий, на которые внедрились сайентологи, уже разорились, а на других дела идут все хуже и хуже. Но деньги выкачиваются мощным потоком. Завод "Мовен", по предварительным подсчетам, потерял десятки миллионов долларов, а потом директора его, убежденного сайентолога, кто-то застрелил в его собственном кабинете. Это убийство осталось нераскрытым, но замдиректора, также внедрявший систему Хаббарда, сразу же после смерти своего начальника был уволен. До сих пор завод пытается прийти в норму после тяжелейшего урона, нанесенного хаббардовской системой. Можно сказать, что в России сейчас Хаббард-колледж - это один из основных каналов, по которым сайентологи качают деньги. Это одна из немногих сект, которая практически не делает никуда никаких капиталовложений. В отличие, скажем, от мунитов, которые массу денег вложили в России и пока не получают отдачу. Сайентологи требуют немедленной самоокупаемости: "Делайте деньги, делайте больше денег..." - этот завет Хаббарда остается в силе. Другой канал, который сейчас с Божией помощью удалось немного перекрыть, - это их медицинские программы, "очистительный марафон", о котором мы говорили в прошлый раз. Был основан "Центр детоксикации человека", который связан с "Наркононом" и со всеми предприятиями доктора Иванова. Процент излеченных они приводят самый фантастический, но в разных местах по-разному: где 60 процентов, где 75 или даже 90. Но на самом деле "Нарконон" не отслеживает судьбу своих пациентов, кроме тех, кто остается работать в "Наркононе" и других сайентологических предприятиях. О степени же невежества Хаббарда мы говорили в прошлый раз (вспомним его высказывание об алкоголиках). В России "Центр детоксикации" наркоманами не занимается, его задача - протаскивать людей через "очистительные марафоны", спекулируя на загрязненности окружающей среды и количестве токсинов, содержащихся в организме современного человека. Началось все это с того, что более двух лет назад в Россию приехала чета англичан Дэвид и Шейла Гейман (видные сайентологи; Дэвид в свое время был даже председателем опекунского управления), и - о чудо! в десятидневный срок им удалось получить подписанную замминистра здравоохранения Агаповым методичку, разрешающую внедрение программы очищения в России. Те из вас, кто имеет отношение к медицине, знают, что получить в такой короткий срок разрешение на внедрение новой медицинской программы - это нечто фантастическое. Обычно на это требуются долгие месяцы, а то и годы. После этого сайентологи тут же направились в санаторий "Васильевское" в Подмосковье - один из санаториев Кремлевской больницы, где провели "гуманитарную акцию". В то время в санатории находилась группа детей из Чернобыльской зоны, и сайентологи предложили (предварительно обработав группу врачей) пропустить этих детей бесплатно через программу очищения, что и было проделано. Сайентологи сняли об этом рекламный ролик, который теперь используют, чтобы шире вводить эту программу. Сайентологи объявили, что результаты получились замечательные: все радионуклеиды выведены из организма больных детей, что никак не было зафиксировано. Это называется нечистым экспериментом: когда человека выводят из зараженной местности, какое-то количество нуклеидов из его организма выходит в любом случае. Но у детей возник тяжелый фурункулез, который нужно было лечить при помощи антибиотиков, и ряд других осложнений, не говоря уже о том, что ежедневное шестичасовое пребывание в сауне вообще выдержит не каждый даже здоровый человек. Кроме того, программой предусмотрен прием витаминов в дозе, во много раз превышающей дневную, и бег трусцой. В "Наркононе" это сочетается с другими сайентологическими процедурами, включая ежедневные доносы, в том числе и на себя - о мельчайших своих ощущениях, в данном случае медицинских. Конечно, это называется не доносом, а "отчетом о самочувствии", но вас приучают таким образом к будущему существованию в сайентологии. "Оверт" - это рассказ о негативных мыслях и чувствах, своих и чужих, по отношению к тем процедурам, которые вы проходите, и к трудам Хаббарда. Естественно, из того, что вы пишете, делаются выводы, и вас либо наказывают, либо поощряют. Так же, как в процессе обучения: вы уже по опыту знаете: стоит сказать, что не понимаешь фразу, и вас заставят долбить все слова, поэтому легче выучить фразу наизусть, чем проходить все "штрафные" этапы. Сайентологи теряют контроль над собственным языком и начинают говорить на сайентологическом новоязе: наступает состояние сайентологического дебилизма, когда цель совершенно не соразмеряется с тем, что они хотят сделать: они уверены, что всесильны. Простейший пример: на парламентских слушаниях по поправкам к закону о свободе совести вышла представительница сайентологии и стала зачитывать рекламный текст о своей организации, который совершенно не вписывался в контекст того, что обсуждалось. Ей тут же стали кричать, чтобы она говорила по существу (слушания были посвящены закону о свободе совести), но она продолжала бубнить свое, что производило очень тяжелое впечатление. Когда председательствующий лишил ее слова, она сказала: "Спасибо, я поняла то, что вы сказали" - и продолжала читать. Типичный сайентологический метод: подтвердить, что усвоила, и продолжать делать свое. Они уверены в силе своего слова - как в том случае, когда кричат на пепельницу в уверенности, что она может им повиноваться. Существует рекламный листок московского центра дианетики с псевдоевангельским названием "Хорошие новости" ( они обычно пихают его в почтовые ящики). В одном из номеров они, видимо, решили облегчить тяжелое содержание, и поместили страницу "Сайентологи шутят". Эти шутки рассчитаны на людей, которые о сайентологии ничего не слышали: "Уж сколько раз твердили миру: чем легче кейс, тем ближе к клиру". Или: "Сплю один, зато не пин"; "Кейс подобен кроссворду: энграмма по горизонтали, трап по вертикали"; "Последний совет клиру: обыкновенный носовой платок будет служить вам в течение всех 750 часов одитинга, оставаясь практически сухим, если он имеет размеры корабельного паруса". То есть люди уже совершенно не отдают себе отчета в том, какое впечатление все это произведет и как подействует. Правда, ко всем этим шуткам прикладывается, по их обыкновению, словарик. Но вернемся к истории с детьми из Чернобыля. Налицо было грубое нарушение законодательства, потому что на детях нельзя апробировать никакие новые методики, к тому же без разрешения родителей. Но и при условии, что методика апробирована, нельзя было использовать те витамины, которые давали детям, потому что они не были лицензированы в России. Витамины эти производятся на заводе, принадлежащем чете Гейманов, и одно из условий сайентологической программы - все материалы для нее люди должны покупать у производителей, а не на стороне. Понятно, что Гейманы имеют двойной доход: не только от программы, но и от продажи своей продукции. Когда кончилась программа с детьми, Гейманы вместе с обращенными ими врачами созвали пресс-конференцию, на которой Дэвид так расчувствовался, что даже прослезился. Он сказал, что у нас замечательная страна: ни в одной стране им не позволяли работать с детьми, а у нас позволили... А дальше, имея методичку и рекламный ролик, Гейманы стали внедряться во все престижные больницы, имеющие сауны, и рекламировать свои программы среди "новых русских", которые, видя столь безупречные