Когда путешествующий в ночи видит вдали луч света, он радуется и направляет свои шаги туда, где увидел свет, не испытывая, от какого источника исходит тот далекий огонек во тьме. Когда же приблизится к нему, тогда начинает испытывать.

Вера христианская приблизила людей к вечному свету Божества, и христиане внимательно испытывают этот таинственный и ласковый свет, потому что он стал им ближе. А те, кто далек от него, не заботятся о том, чтобы познать его.

Семиты поражаются иафетитам: как могут они верить в трех богов? Кто поверит в существование трех богов? Неужели христиане, которые освободили от многобожия столько народов и стран?

Скажите им, что не в трех богов вы веруете, а в одного, Единого, Живого, Истинного. Но Мессия ваш так близко поставил вас к свету вечности, что три свечи вы видите и различаете. Три вечные свечи - один Огонь. Три величества - один Царь. Три чуда - одна Тайна. Три Лица - одно Существо. Три Ипостаси - один Бог. Имя великое - Пресвятая Троица. Святая Троица во Единице. Отец, Сын и Дух Святый - присно и вовеки - один Бог.

У подножия сей животворящей тайны серафимы и херувимы в священном трепете скрывают лики свои, в божественном упоении и бесконечном блаженстве. А бесчисленные ангельские воинства стройно и умильно хором поют величания Богу единому, Богу живому: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!

И солнце необъятное на небесном своде являет Троицу во Единице - пламя, свет и тепло,- троичность нераздельная, неразлучная составляет Солнце это. И каждый атом земной представляет собой триединство. И душа человеческая - образ Бога Триединого - состоит из трех главных нераздельных сил: чувства, ума и воли, но троичность эта не делит душу на три души. Душа - одна и едина; три ее силы составляют единство и остаются в единстве.

Но мир познал Бога как Троицу не через образы природы, не через тени и символы. Небесное откровение было об этом: Господь наш Иисус Христос объявил его. От Него род человеческий узнал о родительстве Бога Отца и о сыновстве Сына Божия и об исхождении Духа Святаго. Он нас, грядущих во тьме ночной, приблизил к вечному Божественному свету, и мы стали видеть и различать Троих в Одном - три чуда в одной тайне, три Ипостаси в едином Божестве.

От Христа приняли мы веру в Духа Божия Святаго, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго. Духов тьмы, злых и лживых, разделенных между собой и бессильных, множество, но Дух Святый один. Языческие народы, веровавшие во множество богов, в действительности верили в этих темных и лживых духов. В Духа единого Святаго могут веровать только православные, которые веруют во единаго Бога. Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он подает жизнь, возрождает жизнь, живит и воскрешает. Когда Бог творил мир, Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2), когда создал человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Апостол Божий пишет христианам: Дух Божий живет в вас (Рим. 8, 9). Но не будем смешивать дух человеческий с Духом Божиим! И апостол различает их, когда говорит: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии (Рим. 8, 16). В сем радость ваша, духоносцы: чего бы стоило свидетельство человеческое, если бы Сам Дух Святый не свидетельствовал, что вы - дети Божии? А Дух Божий подается всякому, кто просит Его у Бога. Нужно просить и нужно чистить дом своей души для принятия самого дорогого из гостей. Вот как говорит Победитель смерти, Господь наш: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Сей есть самый великий дар, который Господь дает людям. Ибо, давая Духа, дает Самого Себя. Есть ли дар больший? Есть ли любовь больше этой? Каким образом Дух Божий являлся верным? Во-первых, скажем: как тепло в сердце. Оно приходит при усердной молитве. Иногда это тепло разливается по всему телу. Пророк Иеремия ясно и истинно свидетельствует об этом, свидетельствует опытно. Множество поношений и страданий претерпел пророк, и тогда решил он не говорить с людьми, не пророчествовать больше. Но, как повествует он сам, было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог (Иер. 20, 9). Непобедим Дух Святый, вселившийся в чистое сердце. Еще Дух Божий являлся как глас. Об этом свидетельствовали многие пророки и апостолы. Глас таинственный, но отчетливый. Слышишь его, но, кто говорит, не видишь. Являлся Он и в виде голубя. Так было при крещении Господа Иисуса Христа во Иордане. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1, 32). Чистота голубя суть образ чистоты Духа Святаго. Блаженны чистые сердцем, ибо они удостоятся посещения Господня. Но самое яркое явление Духа Святаго в человеческой истории было в виде огненных языков в день Пятидесятницы, по воскресении Христа. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4). Так произошло освящение и крещение первой Церкви Христовой на земле - огнем Духа Святаго.