Недостоин тот, кто считает себя достойным

- Ребенок очень тонко чувствует атмосферу, в которой он пребывает, не только душевную, но и духовную тоже. Если ребенок, которого причастили Святых Христовых Таин, возвращается после этого в атмосферу, лишенную благодати (той благодати, которая всегда присутствует в доме людей, живущих церковной жизнью), он теряет полученный дар. Если родители причащают ребенка, но при том не заботятся о его православном воспитании, если они сами не являются церковными людьми, то большой пользы это не приносит (хотя, с другой стороны, лучше так, чем никак). Вообще же часто причащать ребенка очень хорошо. Это данность: чем чаще ребенок принимает Тело и Кровь Христовы, тем лучше для его духовного развития.

- Людям свойственно ждать от Причастия "телесного здравия", выздоровления от болезней. Для кого-то это - главный стимул: "Мне надо причаститься поскорей, потому что я болею". Насколько это оправданно?

- Когда священник выходит с Чашей, он произносит такие слова: "во исцеление души и тела. Аминь". Значит, надежда на исцеление тела оправданна. Однако заметьте: сначала речь о душе, а потом - о теле. Если человек ищет телесного здравия и притом не заботится об исцелении души, ожидаемой пользы он не получит. Здесь связь прямая: если наши болезни - следствие наших грехов, то есть болезни души,- значит, через исцеление души может произойти исцеление тела. Но самоцелью телесное здравие быть не может.

Когда покойного Патриарха Алексия II спрашивали, как у него хватает сил на труды, в его возрасте и при его здоровье совершенно невозможные, он отвечал, что его поддерживает и питает частое служение Литургии. И то же могут о себе сказать многие священники, благоговейно и трепетно относящиеся к Евхаристии. Приходишь в алтарь совершенно без сил, но совершаешь Литургию, причащаешься - и будто в тебе, по слову Псалмопевца, обновилась, яко орля, юность твоя (Пс. 102, 5).

Преподобный Варсонофий Великий ( ок. 563 г.; память 6/19 февраля). Более 50 лет проводил подвижническую жизнь в уединенной келье близ палестинского монастыря аввы Серида. Сохранились наставления преподобного Варсонофия и его ученика преподобного Иоанна Пророка, записанные в форме ответов на вопросы монахов и мирян.^

Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Господней.^

Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340-397; память 7 / 20 декабря). Получив прекрасное образование, занимал высокий пост в провинции Лигурия. В 374 г. чудесным образом был избран во епископа этой провинции, раздал бедным свое имущество и стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Вел непримиримую борьбу с арианством и язычеством, обладал непререкаемым авторитетом и пастырской твердостью. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как гимнограф и преобразователь церковного пения.^

Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, 346 - 395 гг.). Последний император единой Римской империи.^Вопрос - ответ- В современной церковной практике таинство Причащения неотрывно от таинства Исповеди. Отсюда вывод, делаемый большинством: исповедался - значит, готов причащаться. А что в данном случае означает готовность или неготовность? Какое Причащение можно назвать недостойным? Слова святителя Иоанна Златоуста о том, что причащающийся недостойно подобен Иуде, целующему Христа, и подлежит вечному мучению, пугают, но в то же время кто достоин-то, кроме святых? - Парадоксальный ответ: Причастия недостоин тот человек, который считает себя достойным. Не надо думать, что святые считали себя достойными, напротив: "вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити" - это из молитвы того же святителя Иоанна Златоуста, также входящей ныне в Последование ко Святому Причащению. Никто этого не достоин. Весь вопрос, с каким душевным расположением подходит человек к Чаше. Апостол Павел писал, что в его время многие христиане умирали от того, что причащались не рассуждая (см.: 1 Кор. 11, 29), то есть не исследуя собственной души. Греховны, в той или иной мере, все. Иуда был греховен, и Петр тоже. Иуда предал Христа, Петр от Него отрекся. Но в предательстве Иуды было сознательное решение и отказ от покаяния как обращения и изменения, а в отречении Петра - страх, естественная человеческая слабость. И за его отречением последовало раскаяние, возвращение ко Христу. Петр в час Тайной вечери не ведал своей слабости и действительно был готов умереть за Христа, а Иуда, причащаясь, уже был готов предать. Отсюда вывод: если у нас, подходящих к Чаше, есть решимость не повторять более тех грехов, в которых мы только что каялись, то Господь удостоит нас причаститься неосужденно. А если мы подходим с иным расположением, как бы тая в себе мысль: вот, я сейчас причащусь, а потом буду вести прежнюю жизнь,- вот это, по сути, расположение Иуды, это и есть недостойное Причащение. Достойное Причащение - это когда человек всеми силами стремится изменить себя.Преподобный Варсонофий Великий[1], отвечая на вопросы учеников, говорил: человек должен приступать к Причащению, как больной, приходящий к врачу за исцелением. Если именно исцеления мы ищем - не тела, а души,- то Господь нас не осудит. Ведь у Господа одно желание о нас - изменить нас, исправить нашу жизнь, сделать нас достойными Царствия Небесного. И если мы того же от Причастия ждем, оно не будет нам в осуждение.- Святитель Иоанн Златоуст возлагает огромную ответственность на священника за "чистоту источника", то есть за то, чтоб никто недостойный у него не причастился; более того, Златоуст возлагает эту ответственность на всю христианскую общину: "Немалое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься сей Трапезы"[2]. Но насколько применимы эти нормы в современной церковной практике? - Можете ли Вы, стоя сегодня в храме и увидев человека, с Вашей точки зрения недостойного Причастия, не пустить его к Чаше? Вряд ли: что Вы о нем в действительности знаете? Древняя христианская община пребывала в другом состоянии. Она являлась именно общиной, в которой каждый был так или иначе знаком с каждым, хотя соблазн человекоугодия присутствовал и тогда, и далеко не все архиереи и пастыри его преодолевали. Возможно, это имеет в виду Златоуст. Но вот пример из жития святителя Амвросия Медиоланского[3]. Когда император Феодосий Великий[4] учинил страшный разгром в Фессалониках, то пришел после этого в храм и желал причаститься. Но святой Амвросий говорит ему: "Ты - убийца, ты не можешь причащаться, ты должен каяться, проводить время в посте и молитве, пеплом посып`ать голову". И что же? - Император посыпАл голову пеплом и каялся. Каялся до тех пор, пока святой не увидел: "сильный мира сего" находится в таком сокрушенном состоянии духа, что к нему надо проявить милость.