Недостоин тот, кто считает себя достойным

- Когда священник выходит с Чашей, он произносит такие слова: "во исцеление души и тела. Аминь". Значит, надежда на исцеление тела оправданна. Однако заметьте: сначала речь о душе, а потом - о теле. Если человек ищет телесного здравия и притом не заботится об исцелении души, ожидаемой пользы он не получит. Здесь связь прямая: если наши болезни - следствие наших грехов, то есть болезни души,- значит, через исцеление души может произойти исцеление тела. Но самоцелью телесное здравие быть не может.

Когда покойного Патриарха Алексия II спрашивали, как у него хватает сил на труды, в его возрасте и при его здоровье совершенно невозможные, он отвечал, что его поддерживает и питает частое служение Литургии. И то же могут о себе сказать многие священники, благоговейно и трепетно относящиеся к Евхаристии. Приходишь в алтарь совершенно без сил, но совершаешь Литургию, причащаешься - и будто в тебе, по слову Псалмопевца, обновилась, яко орля, юность твоя (Пс. 102, 5).

Преподобный Варсонофий Великий ( ок. 563 г.; память 6/19 февраля). Более 50 лет проводил подвижническую жизнь в уединенной келье близ палестинского монастыря аввы Серида. Сохранились наставления преподобного Варсонофия и его ученика преподобного Иоанна Пророка, записанные в форме ответов на вопросы монахов и мирян.^

Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Господней.^

Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340-397; память 7 / 20 декабря). Получив прекрасное образование, занимал высокий пост в провинции Лигурия. В 374 г. чудесным образом был избран во епископа этой провинции, раздал бедным свое имущество и стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Вел непримиримую борьбу с арианством и язычеством, обладал непререкаемым авторитетом и пастырской твердостью. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как гимнограф и преобразователь церковного пения.^

Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, 346 - 395 гг.). Последний император единой Римской империи.^

Часть 1

На вопросы посетителей портала "Православие и современность" отвечает настоятель Архиерейского подворья - храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" г. Саратова игумен Нектарий (Морозов)Сегодня люди очень часто принимают крещение уже в зрелом возрасте, за спиной - много всего, в том числе, к сожалению, и грехов. Надо ли исповедоваться в них или же они все прощаются в самом таинстве и их можно просто забыть? Согласно учению Православной Церкви, в крещении человек действительно получает прощение всех прежде соделанных грехов, из купели он выходит омытым от их нечистоты, подобным младенцу, родившемуся по благодати Божией для новой, святой и праведной жизни. "Юридически" необходимости в исповеди за прожитую до крещения жизнь, кажется, нет. Однако на деле это не совсем так.В первые века христианства, когда оно только входило в жизнь человеческого общества, когда за свою верность Христу людям приходилось платить и несением креста гонений, и страданиями, и даже смертью, отношение к принятию крещения было совершенно иным. Оно становилось моментом коренного изменения жизни, и шел к этому моменту человек иногда месяцы, иногда годы (хотя в некоторых случаях обращение и перемена и вслед за тем крещение - все происходило очень быстро). Непременным условием его становилось: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15), то есть крещение обязательно предполагало осмысление прожитого до него отрезка жизни в свете заповедей евангельских, покаяние в том, что этим заповедям было противно, и новую жизнь по тем же заповедям после вступления в Церковь. И вполне обычной, само собой разумеющейся вещью было то, что крестившиеся крестились исповедуя грехи свои (Мф. 3, 6). Поэтому можно сказать, что исповедь перед крещением или даже в момент крещения являлась традицией древней Церкви.В наши дни такую традицию нельзя назвать распространенной повсеместно. Подобной практики (исповеди перед крещением) придерживаются в немногих храмах. А между тем необходимость в подобной исповеди есть, и очень большая.Если в древности крещению предшествовал, как правило, достаточно длительный период оглашения и наставления в вере Христовой, в нравственных и догматических истинах христианства, то сегодня люди приходят в храм и погружаются в купель крещения в полном смысле слова "с улицы", не только не наставленные в истинах Православия, но очень часто не читавшие Евангелия, не державшие его в руках и даже не знающие порой, что представляет собой эта книга Таким образом, сам обряд крещения превращается для таких людей во что-то таинственное, но совершенно непонятное. Они не понимают, от чего, от каких "дел сатаны" отрекаются, в чем заключается их "сочетавание" со Христом, какие обеты они дают, какую ответственность берут на себя.Выйдя из храма, только-только омытые в купели крещения, люди сразу же вновь впадают в свои прежние грехи, попирают данные обеты, возвращаются к тому, от кого отреклись[1], отпадают от Того, с Кем сочетались. И это бывает очень горько, поскольку таким образом попирается величайший дар Божий человеку - дар прощения грехов и рождения в вечную жизнь.