Недостоин тот, кто считает себя достойным

- Многие думают так: "Я живу обычной жизнью, ничего бесчеловечного не совершаю: зачем мне исповедь?".

- У человека невоцерковленного, как правило, понятие о том, что такое грех, очень расплывчатое, туманное. Допустим, исповедующийся готов покаяться в том, что он с родителями грубо разговаривает, но ему и в голову не придет рассказать о том, что он с кем-то живет вне брака. Тем не менее первое - это человеческая немощь, а второе - смертный грех. Но и "немощи" - бытовые, повседневные грехи - не являются чем-то безвредным. Как-то раз преподобный Амвросий Оптинский предложил собеседнику интересную притчу. Одного человека старец послал на берег реки с мешком камней, приказав ему высыпать их, а после собрать. Человек без труда это сделал. Но затем, когда старец сказал, что то же самое ему надо проделать с мешком песка, то собрать песчинки человек уже не смог. Есть множество мелких грехов, которые сами по себе, казалось бы, не являются страшными, смертными. Но их так много, что душа буквально изнемогает под этим непосильным грузом - повседневной лжи, лукавства, осуждения, раздражения и т. п.

К сожалению, чаще всего люди приходят на первую исповедь, пережив жизненное потрясение или уже зайдя в какой-то тупик и поняв, что дальше так жить нельзя. И, пока это чувство не появится в душе человека, призвать его к исповеди очень сложно. Ведь это не прививка, в необходимости которой можно убедить почти всех.

- Почему нельзя обратиться к Богу, например, перед иконой и искренне попросить прощения? Почему свидетелем раскаяния обязательно должен быть священник?

- Вы правильно заметили: священник здесь всего лишь свидетель. В Евангелии несколько раз повторяется одна и та же мысль. Господь дает Своим ученикам - апостолам - власть связывать и разрешать (см.: Мф. 18, 18; Ин. 20, 23). Эта власть не дана какому-то конкретному человеку: скорее, она есть у самой Церкви. Исповедовать может или епископ, или священник по поручению епископа. В таинствах Господь как бы протягивает человеку руку - Сам, первый. И если человек откликается на это, то Господь подает ему Свою благодатную помощь. И через "внешнее" - через определенный обряд, определенное чинопоследование - человек, словно по какой-то лесенке, поднимается к Богу, возвышается до возможности принять от Него дар. В таинстве Покаяния - дар прощения грехов. Если же человек таинством пренебрегает - по страху или по гордости, то он как бы отвергает Божественную помощь, лишается ее. Да, каяться дома перед иконами или просто в своем сердце можно и нужно, но это лишь подготовка к тому покаянию, которое должно совершиться в храме.

У протопресвитера Александра Шмемана[1] есть очень глубокий и содержательный образ. Он по-своему толкует известную притчу Спасителя о милосердном Самарянине, точнее, определенную ее часть. Под Самарянином он, как и многие святые отцы, понимает Христа. А вот два динария, данные хозяину гостиницы на содержание и врачевание пострадавшего от разбойников и израненного, он изъясняет очень интересно. Пострадавший от разбойников - человек, попавший во власть страстей и демонов, раны - греховные язвы, укоренившиеся греховные навыки. Поэтому о каждом из нас в той или иной степени можно сказать, что пострадавшие и израненные - это мы, оказавшиеся в руках "разбойников". А хозяин гостиницы - это, по мысли отца Александра, священник, пастырь Церкви, тот, кому поручено Христом попечение об овцах Его стада. И два динария - два таинства, Исповедь и Причастие, то, благодаря чему отпавший от Христа через свои грехи снова соединяется и вступает в теснейшее общение с Ним.

- И все же непросто открыться перед незнакомым человеком. Как перебороть этот страх?

- В душе каждого из нас в том или ином виде содержится практически любой грех. Если и не реализовавшийся, то хотя бы обозначившийся. И то, что скажем на исповеди лично мы, не будет принципиально "более постыдным", чем то, в чем каются перед тем же священником другие люди. То есть, иными словами, священника мы этим не удивим и не заставим презирать нас. Он на это, в общем-то, и права не имеет. Другое дело, что искренне рассказать обо всем, тем более в первый раз, непросто. Трудно и каяться в присутствии священника, которого, возможно, видишь впервые. Но, если преодолеть этот барьер один раз, в дальнейшем становится намного легче.Надо помнить, что священник не судит пришедшего на исповедь человека, а молится о нем. Когда видишь, что человек признается даже в каких-то страшных деяниях, его начинаешь уважать. Понимаешь, что ему пришлось победить себя, проявить духовное мужество, чтобы решиться на это. Конечно, очень многое зависит от самого священника. Люди на исповеди очень ранимы, и их легко обидеть. Хороший священник никогда не осудит человека, что бы тот ему ни рассказал. И если кому-то случится прийти на исповедь, но не найти у священнослужителя понимания и сочувствия, то горе такому священнику. Бояться не надо еще и потому, что на самом деле есть только один Судия наших грехов и наших добродетелей - Господь. И это - самое главное.- Какие чувства человек испытывает после исповеди? - Очень часто, исповедовавшись, человек ощущает необыкновенную душевную легкость. Он может при этом плакать, может улыбаться, но чувствует: с его души свалился камень. Но бывает, что люди и с тяжелым сердцем выходят из храма. Происходит это, если они что-то не сказали, попросту смалодушничали, или потому, что не имеют сил оставить те грехи, в которых исповедуются. Важно знать: в этом таинстве желание оставить грехи не менее важно, чем искренность.- О чем нужно помнить и что делать, готовясь к первой исповеди? - Сегодня существует множество книг, которые помогают подготовиться к таинству Покаяния. Например, "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна (Крестьянкина)[2] или выборка "В помощь кающемуся" из творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Но самая важная подготовка - чтение Евангелия, потому что грех - это уклонение от евангельских заповедей, в которых полнее и яснее всего выражена воля Божия. Если человек не читал Евангелие, то с ним непросто разговаривать на исповеди. Кроме того, храм - это не то место, где нужно что-то вспоминать: в церкви люди теряются от волнения, поэтому важно прийти уже подготовленным.Для первой исповеди нужно постараться вспомнить всю свою жизнь. Причем не доверять собственной памяти, не надеяться на то, что "приду и все расскажу", а просто садиться и записывать все. Тут есть две крайности. Кто-то ничего особенного в своей жизни не замечает, считая, что живет как все или даже немного лучше. А вторая крайность, когда человек видит всю свою жизнь и ему просто становится невыносимо стыдно за нее. Но этого не нужно бояться, потому что должно стыдиться грешить, а не стыдиться каяться в этом.