Нам оставлено покаяние

Дорогая ... ! В. писала, что ты три дня плакала после моего письма. Я рад, что ты плакала, если плач твой был по Бозе, а не от оскорбленного самолюбия. От всей души желаю тебе "зрети своя прегрешения" и плакать о них не три дня, а всю жизнь до смерти, чтобы не пришлось плакать вечно после смерти. И по возрасту, и по состоянию здоровья можно нам ждать скорого конца, когда поставят нас пред Судиею нелицеприятным, ведущим наше сокровенное. Какое решение изыдет о нас? Чем мы оправдаемся пред Ним? Есть одно единственное средство: пока живы, сознать свое недостоинство пред Богом и пред людьми, искренне осознать, что мы негодные, непотребные, имеющие неоплатный долг пред Богом, следовательно, не имеющие права что-либо требовать от людей, осознать это и плакать, и умолять еще здесь о помиловании, о прощении нашего неоплатного долга. Плакать о том, что мы блудно расточили свои силы душевные и телесные, оскорбляем постоянно любовь Божию, и умолять о том, чтобы после смерти Господь не помянул грехов и неправд наших, а принял в Свои обители, как принял блудного сына. Вот о чем должно быть все попечение наше. Каждый день перед сном надо проверить себя и посокрушаться о всех нарушениях заповедей, какие допустил за день. И всю прошлую жизнь вспомнить и каяться о всем, и не отступать в покаянии, пока явственно не ощутим, что Господь простил нам прошлые грехи. Должно при этом от всего сердца просить Господа, чтобы Он помог нам и впредь не грешить, не оскорблять Его новыми нарушениями Его святой воли, выраженной в заповедях. Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним. Смирись пред всеми, по силе старайся всем услужить, никого не укоряй, не суди, не осуждай. Помирись со всеми, всем прости, иначе не получишь сама прощения от Господа, это условие дано Самим Господом: аще не простите человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный простит вам согрешений ваших (Мф. 6; 14, 15). В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел еси жертвы – дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен. "Плачущий о грехах своих выше воскрешающего мертвых" – говорит преп. Исаак Сирин. Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все. Получил посылку. Клобук очень хорош, в самый раз. Спасибо за все С., за перец и чернушку, или тому, кто послал. О яблонях пусть не беспокоится. Сливу, взятую от наших сзади огорода, пусть не сажает. Она бесплодна. Господь да вразумит и благословит тебя! Привет и благословение Божие всем. Хотелось бы весной побывать там, но не знаю. Н. 28/II–52 г.

Письмо 109

Дорогая ... ! Мир тебе и спасение! У Иоанна Лествичника в слове 4, гл. 44: "если кто отвергнет от себя праведное, или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения; а кто принимает оное (т.е. обличение) со скорбию или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений". Ты, очевидно, обиделась на мое письмо. Полгода прошло, а ты ни словом не откликнулась. Сочла ли ты себя незаслуженно обиженной, или праведно обличенной, но не можешь преодолеть себя. Напиши, как себя чувствуешь душевно и телесно. Примирилась ли ты с о. С. и прочими? Еще раз предупреждаю: гордость есть основное качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди вместо подобия Богу, приобретают подобие диавола через гордость. Вот почему и сказано, что Бог гордым противится. Сам Господь велит научиться не от кого-либо, а от Него Самого смирению и кротости. И Матерь Божия засвидетельствовала, что она получила величайшую благодать быть избранной из всех родов за смирение. Я думаю приехать осенью в Козельск. Тогда поговорим. Если не можем не нарушать заповедей Божиих, то должно искренне каяться в этих нарушениях и через это приобретать сердце сокрушенное сначала, а когда оно достаточно сокрушится, то сделается и смиренным. Господь да вразумит тебя на все благое. Царство Божие силою берется. Надо понуждать себя на все доброе, тогда Господь пошлет и Свою помощь для нашего спасения. Господь да благословит тебя. Привет и благословение Божие всем. Н. 26/VII–52 г.

Письмо 110

Дорогая ... ! Мир тебе! Получил сегодня письмо от П. и м. В. Пишут, что ты больна и температуришь. К сожалению, не пишут, какая температура. Она несомненно от опухоли. Я не знаю, каково твое общее состояние здоровья; если имеешь силы, то я бы советовал тебе съездить в Калугу. Теперь есть много средств борьбы с опухолями, но в Козельске их, конечно, нет. А прежде всего я очень и очень тебе советую исповедаться о. Мелетию подробно от детства, хорошо подготовившись. Попробуй готовиться так: Хоть понемногу, но чаще молись по силе, стоя, сидя или и лежа. Молись словами мытаря или молитвой Иисусовой, припоминая от юности все грехи не только делом, но и словом, и мыслями, и настроениями; если какой грех поцарапывает совесть, то остановись на нем и проси прощения до тех пор, пока не почувствуешь, что Господь простил. Сердце подскажет это. Запиши все такие грехи, чтобы потом на исповеди не забыть их. Чаще представляй, что ты умерла и надо пройти мытарства, и дать отчет за каждый неисповеданный грех. Опять будут всплывать разные грехи и опять кайся пред Богом о прощении их, чтобы они не были помянуты на мытарствах. Также записывай более тяжкие. Так потрудись недельку или две, а затем исповедайся во всем. После исповеди опять также просматривай всю жизнь и записывай, что было забыто в первый раз. Это лучшее лекарство не только для души, но и для тела. Ни в чем себя не оправдывай, а вини только себя, иначе не получишь прощения. Аще сотворите и вся повеленная, глаголите, яко раби неключими есмы: еже должни бехом сотворити, сотворихом. Мы обязаны все, т.е. все заповеди сотворить, как творения и рабы своего Творца-Бога, не ожидая награды. Раб обязан делать, что ему прикажут. А прощение грехов и дарование царствия Божия есть дело милости Божией. Милость же дается тем, кто до глубины души осознал свою виновность и, как мытарь, взывает всегда к Господу: "Боже, милостив буди мне, грешному". Чем больше очищается человек покаянием, тем больше начинает видеть свою греховность и испорченность. Это самый верный признак, что покаяние принято и что человек подвизается правильно. Если нет глубокого сердечного сознания своей непотребности, то не будет и покаяния сильного. Значит, человек или оправдывает себя, или мнит о себе высоко, или осуждает других, или имеет вражду, или неприязнь к кому-либо, т.е., кратко сказать, он обманут врагом или, иначе сказать, он в прелести. Надо, как ядовитой змеи, бояться самооправдания и вражды к ближнему. "Аще не прощаете ближнему, и Отец ваш Небесный не простит". "Какой мерою меришь, такою и возмерится". "Остави нам долги наша, якоже (т.е. как) и мы оставляем должником нашим"... А Святые Отцы говорят, что молитва злопамятного – сеяние на камне (преп. Исаак Сирин). Верю, что если простишь искренно всем и будешь каяться, как указано выше,– не только получишь прощение грехов, но и настроение твое будет мирное, светлое, доброжелательное ко всем, а вместе с этим и болезнь твоя облегчится, а может быть и вовсе пройдет. Особенно бойся злопамятства. Если сердце не слушается, то прости всем мысленно, если можно, понудь себя просить у всех прощения. А пред Господом открывай свое сердце, говори: "Господи, Ты повелел всем прощать и Сам молился за распинателей, и я прощаю всем, а сердце не слушает меня. Господи, изгони из моего сердца всякую вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Будь милостив ко мне, исцели больную грехами душу мою, не допусти меня до погибели, не лиши меня небесного Твоего царствия". Я потому долго остановился на вражде, что она делает бесполезной все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним. Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении ближнего – не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения. Не может огонь и лед существовать вместе. Ты все это и сама знаешь, но одно дело – знать, а другое – исполнять. Знание без исполнения приводит, по слову Спасителя, к падению великому, т.е. к гибели, потому что все здание было основано на песке. Потрудись немного, дни лукавы, не знаем, когда придет наш час к переходу в вечность. Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчет, что сделали в этом мире. Еще советую: благодари Господа за все в жизни; ибо и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения. Прости меня за все, и тебе да простит Господь все согрешения твои, и я прощаю и благословляю. Поминаю и вынимаю частицу за тебя за каждой службой. Пиши. Н. 1954 г.

Письмо 111

Христос Воскресе! Мир душе твоей, мать ... ! ... , ты носишь имя м., не пора ли подумать, что наступает единонадесятый час, светильник угас, елея нет, вокруг мрак. Не пора ли внутренне отступить от земли, приблизиться к Богу, потрудиться на земле сердца своего с наемниками единонадесятого часа, чтобы купить елея и зажечь светильник веры живой? Отсутствие дел благих заменяется сокрушением сердца. Мало сказать: я грешен; так говорил и Иуда, но конец его – дно адово. Надо с ап. Петром восплакать горько о бесплодии своем, о бессилии исторгнуть плевелы с земли своей, чтобы не быть посечену и брошену в печь. Смирись хоть пред Богом, если не можешь пред людьми. Восплачь сердцем, а не очами, – последнее обманчиво. Умоляй Господа о милости и помни закон духовный: какою мерою меришь, – такою и возмерится тебе; всем прости и тебе простится, ко всем будь милостива – и к тебе будет милостив Господь. Не оправдывай себя, чтобы оправдал тебя Господь. Господь да вразумит тебя и благословит на все доброе и нужное для спасения твоего. Иер. Н. 1954 г.

Письмо 112Достопочтеннейшая мать ... ! Мир тебе и спасение от Господа нашего Иисуса Христа! Мне передали, что у тебя были опять тяжелые сердечные припадки. Ты должна из этого понять, что Господь напоминает нам болезнями об исходе нашем из этой жизни и о необходимости смерти. Вся беда наша, что мы не сознаем вполне своих грехов, а поэтому нет глубокого покаяния, даже хуже: мы прилагаем грехи ко грехам, да еще других виним в своих грехах, а себя оправдываем. Поэтому и нет у нас духовного роста, мы все время ползаем по земле, а древний змей жалит не только в пятку, но и в сердце, и в голову, а мы до старости не научились поражать главу змия. Каждый день на несколько минут представь, что ты умерла и стоишь пред Господом в ожидании определения своей дальнейшей судьбы. В утренней молитве Макария Великого говорится: "Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою". Так чувствовали себя великие святые, а мы как будем чувствовать себя на Суде Божием? Да и здесь на молитве, как должны себя чувствовать? Единственная нам приличная молитва – "Боже, милостив буди мне, грешному!" Так мы будем говорить по смерти, так должны здесь, как можно чаще и от всего сердца, повторять ее. Проси у Господа, чтобы Он дал тебе понять силу и глубину этой молитвы. Пишу тебе лежа. Схватил грипп. Сегодня гости уезжают. Привет П. с жителями и нашим. Будь здорова, спасайся! Господь да благословит тебя и вразумит. Н. 20/VI–55 г.Письмо 113Мир тебе, м. ... ! Получил твое письмо. Жалею м. В., но Господь лучше знает, что нужно каждому человеку. Относительно вашей обиды, что я не еду, скажу, что вы думаете о себе, а не считаетесь с другими; я никого из вас не осуждаю, жалею всех, хочу, чтобы все спаслись милостию Божиею, хотя бы и через большие скорби. У меня строится дом, размеры его с коридором 6,5 м на 16 м (крыша – длина 18 м). Материал надо доставать только из Москвы: тес, доски, лес, железо и прочее. То сам езжу, то жду, когда привезут, то с плотниками (работаем вдвоем целую зиму) споришь, ругаешься, миришься, чуть не до суда дело доходило. Уехать на несколько дней в Козельск я пока никак не могу. Сегодня еду в Москву: и дела, и В. собираются рукополагать во священника в Москве. Мне необходимо ехать. Всем напомню: многими скорбями, болезнями, борьбой с грехом, покаянием и смирением входят в царствие Божие. Сеем в плоть – от плоти пожнем тление, скорби, неустройство и прочие плоды зла. Будем с помощью Божией духом подавлять греховные влечения, помыслы, слова, дела – стяжем мир душевный, твердость, ясность душевную и прочие плоды духа. Скажу и тебе: можно ли жалеть, что не сделала зла? Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с бесами. Ужели Господь питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом придти в большем числе и еще сильнее уранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего. Когда будет возможно и Господь вразумит меня – я приеду. Будь здорова. Передай привет и благословение Божие м. В. Я думаю, что она не нуждается в особом утешении, сама должна других утешать, как и о. М. Я почему-то уверен, что она еще поживет, и я увижусь с ней. Прошу у нее прощения, и ее за все прощаю, если она в чем себя винит. Господь да поможет понести ей крест до конца. Не иначе, как только через крест все входят в славу Божию. Надеюсь, что она не лишится милости Божией. Наши все очень жалеют м. Валентину, глубоко сочувствуют, шлют поклоны и обещают молиться за нее. Просят прощения и ее молитв. И я прошу ее молитв о мне грешном. Мир всем вам и благословение Божие. Привет и благословение Божие всем знакомым. Простите и молитесь за меня. Н. 1956 г.Письмо 114Многоуважаемая м. ... ! Мир тебе и спасение! Как ни старался я приехать, но, видимо, до весны не смогу этого сделать. Боли в суставах, слабость, сердце не позволяют двинуться в дорогу зимой. Я написал о. Мелетию, что не могу сейчас ехать до весны. Как твое здоровье? Как там идет у вас жизнь? Изменился ли о. Р.? Мирно ли у них? Наши мне ничего не пишут. Как у них здоровье? П. хоть раньше писала, а теперь и та молчит. Поклон ей и сожительнице. Если не трудно, то напиши, может быть, и П. что напишет. Как твое душевное устроение? Начинаешь ли видеть свои грехи или все считаешь себя "в общем хорошею"? Помни слово преп. Петра Дамаскина, что признаком начинающегося здравия души является "видение грехов своих бесчисленных, как песок морской". Если этого нет, то пусть никто не думает о себе, что он находится в удовлетворительном устроении, нет, он или в слепоте душевной или, еще хуже, – в самообольщении. Желаю тебе понять это на деле, а не голым рассудком. Господь да сохранит тебя и помилует, ныне и во веки. Привет нашим и всем помнящим меня. Прошу у всех молитв о мне, грешном. Наши все кланяются тебе и всем. ... ! Есть в Козельске или в окрестностях мастера, могущие делать иконостас? Если есть мастера, то поговори с ними, могут ли они взяться за такую работу. Мы, а может быть и Вязьма, думаем делать иконостас. Я думал делать там, так как здесь нет подходящего материала, и готовый привезти сюда. Можно ли так сделать? У нас размер иконостаса 9х9 м. Сколько приблизительно с их материалами обойдется? Простой без резьбы и без Царских дверей, без привоза сюда и без установки? Сколько с резьбой и с резными Царскими вратами там же? Я, конечно, понимаю, что это неопределенно, но все же, хоть очень приблизительно, сколько будет стоить тот и другой иконостас? Главное, живы ли еще мастера? Напиши, пожалуйста, об этом. Н. 28/II–1956 г.Письмо 115