Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений латинских и протестантских авторов о предметах веры

Три голоса громче других слышатся в Европе.

"Повинуйтесь и веруйте моим приказам", - это говорит Рим.

"Будьте свободны и постарайтесь создать себе какое-нибудь верование", - говорит протестантство. А Церковь взывает к своим чадам:

"Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа".

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Нисколько не отвергаю, что власть иногда обнародовала законы без предварительного обсуждения их в Сенате или в Синоде; но эти случаи представляют собой исключения из правила. Напротив, многие проекты законов по обсуждении бывали изменены и даже отвергаемы; предполагать же исключение в настоящем случае - нет основания.

2. Если бы мой возражатель имел немного более знания, он мог бы помянуть о несомненном влиянии протестантов на некоторые секты в России. Предлагаю ему этот аргумент. По крайней мере, в нем была бы правда, и он имел бы вид основательности в глазах поверхностных читателей. При всем том, отвечать на него было бы вовсе бы не трудно. Протестантство оказывает свое действие на массы только в том случае, когда они сами предварительно уже отлучили себя от Церкви другими заблуждениями верования: таковы именно раскольники, сделавшиеся более или менее протестантами, но не сразу. В первой моей брошюре я уже указал на это как общее правило.

3. Такая же недобросовестность обнаруживается и в одном из примечаний: семинаристов, которых заставляют "читать Св. Отцов и произносить проповеди", автор заведомо смешивает с пьяными монахами, о которых говорится в предшествующий статье вышеупомянутого указа. Правда, что статья о Семинариях предполагает также возможность пороков и, между прочим, пьянство в семинарских воспитанниках. Словно вне России семинарии и недоступны никаким порокам!4. Если бы автор был немного посерьезнее, от сказал бы о совместимости двух таинств: брака и священства (как было в первые века Церкви).5. Разумеется, с подразумеваемым условием, что будет признана правительственная власть папы.6. См. его "Опыт о развитии".7. Свидетельство, говорю я, а не авторитет в догмате; этой разнице, кажется, и не подозревает отец иезуит.8. Ушел, вышел, исчез (лат.) .9. См. мою первую брошюру о невозможности собора, на котором бы римляне заседали с представителями Церкви. Впрочем, в недрах самой Церкви вселенский собор всегда возможен.10. Я не мог не сказать правды о книге отца Гагарина. Что же касается до него лично, то, может быть, он более достоин сожаления, чем строгого осуждения. Говорят (хотя и не смею этого утверждать), что, выехав из россии в глубоком неведении о своей вере и скоро обольщенный искусными миссионерами, но еще не совершенно ими увлеченный, он вернулся на время в свое отечество. Здесь говорят, он имел несчастье встретить между защитниками Церкви одну из тех жестких и суровых натур, которые способны более внушить отвращение, чем любовь к истине. Эта встреча порешила его участь. Как бы то ни было, его поприще еще не кончено: возраст его обещает ему долгие дни. Надеемся, что, вразумившись и покаявшись, он окончит в спокойных недрах своего отечества, может быть, даже в обители, посвященной службе Господней, жизнь, преисполненную умственных заблуждений, которые завели его в иезуитский монастырь, где и научился он принимать религиозный макиавелизм за ревность по вере, а неразборчивость в выборе средств за признак веры.11. Чтобы составить себе понятие о степени невежества этого человека относительно богословских определений, достаточно сказать, что он воображает, будто Св. Отцы, говоря о вечном исхождении Духа, давали имя Христа и даже Иисуса Христа второй Ипостаси (стр. 58, 59 и 60). Этим все сказано. Еще он говорит, что савеллиане возвращались к ереси Ария (стр. 56). Распространяется теперь слух, что это сочинение принадлежит не Пиципиосу. Если так, то его дело отречься от него.12. По вопросу о догмате непорочного зачатия.13. Der religioze Zustand dcs evangclischen Deulschlands nach Ucht und Schatten.14. Это очень хорошо понято и выражено в брошюре, заглавия которой не припомню, одним ученым, если не ошибаюсь, женевским профессором. Честная совестливость, которую я осмелюсь назвать христианством, несмотря на его антихристианство, воспрепятствовала ему принять кафедру богословия.15. Анализом внутреннего характера Евангелия от Иоанна во второй моей брошюре я, кажется, доказал, что подлинность Писания не представляет нам ничего сомнительного. Здесь же я желаю только выяснить окончательно, как относятся христиане к Библии.16. Des achten und wahren Catholicismus подлинного, истинного католичества (нем.).