На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

Итак не будь нерадив, но мужественно противостань сопротивнику и загради прокоп, которым обыкновенно входит враг разорять тебя, чтоб не нашедши удобного входа, ушел он ни с чем. А заградить прокоп значит обезопасить чувства, которыми входит в душу и доброе и лукавое, то есть зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, и помыслам не дозволять уноситься, куда не должно. Имей в уме, возлюбленный, исполинов, растливших землю владычеством своим, и то, как Господь в одно мгновение с лица земли стер их потопом; и сила их не принесла им пользы. Посуди о земле Содомской и Гоморрской, как потреблена за грех обитателей; и не принесли им пользы роскошь и гордыня. Итак позаботимся о своем спасении, возлюбленный, чтоб и нас не постигла внезапно кончина; и чтоб не пойти нам отсюда в великом осуждении. Какая у нас мысль о скончавшемся, - та ли, что возвратится он в дом свой через один день, даже через год, даже через сто или тысячу лет? Для чего же домогаемся мы непостоянного, и небрежем о непреходящем?

Скажи внушающему тебе скверные и нечистые пожелания: "о, враг истины! Ужели мне стыдить себя для того, чтоб ты выполнил свое пожелание? Иди к подобно тебе непотребным. Выпросил ты себе стадо свиней? С ними и утопай. А я не буду больше рабом послушным хотениям твоим. Достаточно с меня и прошедшего времени; отныне буду заботиться об истине, и умолю Бога моего, чтоб Он совершенно избавил меня от дел твоих. Он дал мне Духа Святаго, а я прогневал Его; мне дал душу и тело чистые, а я осквернил их". Так говори, возлюбленный, внушающему тебе пагубные страсти.

Некто из святых сказал: "блуд подобен псу; если будешь ласкать его, не отойдет от тебя; а если погонишь, убежит". Слушай сказавшего: един есмь аз, дондеже прейду (Пс.140:10), то есть, каждому должно быть внимательным к себе, пока не прейдем из настоящей жизни. Будь внимателен к себе, умоляю тебя, и не пренебрегай своим житием. Смотри, чтоб за малое удовольствие не погубить тебе плоды трудов своих; ради нечистоты не отдать мзды своего делания; ради нечистоты не погубить награды за безмолвие, награды за бдение, за воздержание и за прочие добродетели; не уподобляйся человеку, который полученную им плату кладет в протертый кошелек. Мал квас все смешение квасит (Гал.5:9). Напротив того огради себя страхом Господним.

Слушай, что говорю тебе, возлюбленный. В мирском быту, кто красно говорит, тот слывет великим, а в жизни монашеской велик пред Господом, кто любить безмолвие. Еще: в мирском быту, кто любит наряжать тело свое и меняет одежды, тот в славе у людей; а по монашескому обету, кто пренебрегает сим, имеет же в виду только необходимые потребности тела, по слову сказавшего: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим.6:8), тот приобретает себе славу на небесах. Еще: в мирском быту, кто величается телесною силою и богатством, тот слывет у людей великим: а по сему обету, кто истинно любит смирение, того возвышает Господь, как написано: буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит; яко да не похвалится всяка плоть пред Богом (Кор.1:27-29).

Итак возлюбим угодное Господу как рабы благопотребные и признательные. Если подвергнемся наветам людей злонамеренных; если плененных варварами отдадут нас в рабство: то и тогда не будем отчаяваться в своем спасении. Ибо написано: в скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство (Пс.117:5). Рассудим также, что и Пророки были отводимы в плен, и на чужой стороне терпели рабство и злострадание; но ум их никогда не был пленен и удален от Бога. Чтоб продан или не продан был внешний наш человек, это не в нашей воле: а чтоб внутренний наш человек приобщался или не приобщался к нечестию, это в нашей воле. Потому святые, стремясь к добродетели, обличали мучителей и пренебрегали угрозами смерти. Так и мы, возлюбленные, будучи чадами Пророков и идя по их следам, приобретем совершенную их веру; потому что написано: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере (Евр.13:7), чтоб вместе с ними войти нам в пренебесные жилища, во светлость святых, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание.

Будем же трезвиться, молясь, чтоб не впасть в искушение. Будем поучаться словесам Духа Святаго, чтоб вникнуть нам в Писания, и, не держа в руках книги, иметь в уме глаголы Божии.

Если кто расскажет тебе свои помыслы, или откроет свои недостатки: то не унижай его в уме, как совершившего подобные дела; но подивись лучше перемене брата своего: ибо, если человек добровольно открывает падения свои мужам духовным, то служит сие признаком исправления жизни; скрывать же свои падения - знак души, преданной страстям. Кто живет в связи с ворами, и кто соединил участь свою с прелюбодеями, тот никогда не откроет их; потому что сильно привержен к страсти. Посему со всяким смиренномудрием обязан ты утешить открывшего тебе свой грех, по написанному: блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал.6:1). Господь говорит через Пророка Иезекииля: и ты, сыне человечь, рцы к сыном людей твоих: правда праведнаго не избавит его, в оньже день прельстится: и беззаконие не убиет, в оньже день обратится от беззакония своего (Иез.33:12).

Да даст же нам Господь до конца идти путем непогрешительным, узким и тесным, чтоб заградились уста сопротивника нашего - диавола, и не могли сказать о нас чего-либо худого. Богу подобает слава во веки! Аминь.Глава 10Будем внимательны к себе, возлюбленные; потому что имеем у себя врагов неумолимых и немилостивых, радующихся падению человеческому и в этом одном находящих для себя веселие. Почему святые отцы, зная злоумышления их против нас, не предавались нерадению и рассеянности, но были внимательны к себе, а при внимательности к себе, благоугождали Богу, и людей назидали в добре. Таков был святый Антоний, как снятый Афанасий, архиепископ, упомянул при описании жизни его. Он показал великие и строгие подвиги. Всегда постился; одежды были у него внизу волосяная, а сверху кожаная, и их соблюл он до кончины; с тела не смывал нечистоты водою, и ног никогда не омывал, и даже просто не опускал их в воду, кроме случаев необходимости. Никто не видал его обнаженным и вообще никто не видал нагого тела Антониева до того времени, как скончавшись был погребаем. И еще говорил Афанасий: "хотя сие и маловажно в сравнении с его добродетелию, однако же и по этому можно заключать, каков был человек Божий Антоний, который от юности до такого возраста соблюл одинаковую ревность к подвижничеству, и удрученный старостию, не питался дорогими снедями, при изнеможении своего тела не переменил образа одеяния, ни даже когда-либо помыл ноги водою. И однако ж во всем оставался невредимым; даже глаза у него не имели повреждения и недостатка и видели хорошо. И не говоря обо всем в подробности: он казался гораздо свежее по силам и бодрее всех тех, которые пользуются разнообразною пищею, омовениями и разными одеждами". А мы, придумывая в себе средства, расслабляющие тело, живем рассеянно, не размышляя о том, какие у нас неумолимые соперники; почему и сами противники, видя такую нашу невнимательность, с большею готовностью восстают против нас непрестанно уязвляя нас стрелами распутства. Итак будем внимательны к себе, чтоб Господь обратил в ничто их злоумышления против нас. Говорю же сие, братия, не потому, что сам веду жизнь чистую. Ибо если Господь откроет грехи мои прежде, нежели послан буду в муки, то стыд дел моих будет для меня частью мучения. Сказано же это мною по благодати Господней, чтоб, когда получите пользу от доброго совета, и мне ничтожному сподобиться награды за добрый совет. Ибо как развращающий души своими советами будет участвовать в пагубе и гибели; так и подающий совет об исправлении найдет себе благую часть у Господа, если и сам наконец удержится от бесполезного.Если имеешь дружбу с братом, и совесть твоя обличит тебя, что связь эта вредна для души; то разорви с ним дружбу. Ибо некто из святых сказал: "со всеми имей любовь, и всех удаляйся". Говорю же сие, возлюбленный, чтоб возненавидел ты не людей, но грех. Ибо написано: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, да егоже аще просим, приимем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, и угодная пред Ним творим. Аще же зазирает нам сердце наше, болий есть Бог сердца нашего, и весть вся (1Ин.3:20-22).Брат поучал брата обязанностям к Богу. Когда же пришел еще брат, увещатель сказал ему: "вот, увещеваю брата, и не хочет слушать меня". Тот отвечал: "должен тебя слушать; ибо, позволь сказать, и послушать тебя прекрасно, и сделать по твоему совету - радость". Но он сказал: "Нет, если дознает, что говорю не по Богу, то пусть не слушает меня, и не только меня, но даже и Пророка, если повествует что вопреки воле Божией. Ибо Апостол говорит: аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1:8.9). Кто были восставшие на Сусанну в Вавилоне? Не старцы ли? И не просто старцы, но судии и вожди народные. Но поелику не были внимательны к себе, то какому концу подверглись? И достоинство их не принесло им пользы". Итак, братия, позаботимся об истине, чтоб истина ограждала нас. Ибо здесь, если на кого, сделавшего что худое, донесено будет князю, то может обвиненный спастись от наказания, бежав в другое место, от лица же Божия куда убежим, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс.138:7-10)?Возлюбим безмолвие, чтоб избавиться нам от развлечений. Возлюбим воздержание из любви к Богу. Возлюбим невинность и смиренномудрие. Будем смиренны, приветливы к людям маловажным и к великим, чтоб избежать нам тщеславия и всех сетей диавольских. Возненавидим пиянство и смех, и бесполезные речи людей зломудренных. Ибо все делают, и все придумывают они, только чтоб не лишиться своих удовольствий. А ты, возлюбленный, убегай сего, и, как обещавшийся угождать Богу, делай все по Богу; потому что Бог, по изречению Апостола, поругаемь не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7.8).Не останавливайся на нечистых помыслах, чтоб не довели тебя до срамного исполнения их на самом деле; но гнушайся ими, и отгоняй их от себя, чтоб ум твой был в покое. Молись Господу, чтоб просветил очи сердца твоего; ибо невозможная у человек возможна у Бога (Лк.18:27). Став на молитву, не рассеивайся, чтоб не оказаться небрежным.