тебя воображение, воспламененное демонской

лестью, то нужно удерживать порывы мыслей и

с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения себя от плотских и

мысленных сладострастных волнений полезна

во всем благоразумная умеренность; но самое

главное, должно умолять Господа Всемогущего

о защите от нападений на нас лютейшей этой

страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит. Но при нашем произволении и молитве Бог премилосердный угашает порывы сего пламени тихим наитием Своей благодати1. Великий ли грех — призывать Бога в свидетели? Напрасно призывать Бога в свидетели – великий грех, потому что имя Божие есть великое и страшное. В Священном Писании говорится: Не… употребляй имя Бога моего всуе; и Бог поругаем не бывает; и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго (Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный пример: «Один исмаильтянин, уверовавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал себе клятвенный обет – никогда более не употреблять в пищу мясного; в свидетельство верности и неизменности своего обета он призвал Бога. Впоследствии,неизвестно по какому поводу, он дерзнул изменить священному обету своему. Призванный в свидетели Бог восхотел показать славу и величие святого имени Своего и явным знамением вразумить нарушителя обета: Он обратил в камень ту птицу,1 Иером. Владимир (Мусатов). Ответы старца на вопросы келейного ученика. М. : Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. которую исмаильтянин держал в руках для пищи. Изумленный таким необыкновенным явлением варвар раскаялся в нарушении своего обета и,придя к преподобному Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молитвами исходатайствовал у Бога прощение этого греха. Все люди, во множестве стекавшиеся к преподобному Симеону за благословением, видели это чудо, видел и я», – повествует блаженный Феодорит (Воскр. Чтение, 1815. С. 432). Что делать, если трепещешь Страшного Судного дня? Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного Судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Господа в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя,на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении,в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует Святая Церковь. Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противопоставь им образ Страшного Суда – и соблазны исчезнут. Как избавиться от лени? Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной, а коль скоро восстанешь против нее с твердым намере240 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 241 нием, хотя и не без внутренней болезни, то с помощью Божией можешь одержать над ней победу. Отражать врага есть знак верного и доброго воина, но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойному оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собой относительно этого порока, дабы не услышать в последний