Страшного Суда должны бояться более те,кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие

в будущем суде увеличат их наказание1.

Должно ли прощать обиду, словом или делом нанесенную братом?

Должен прощать! Вот что говорит об этом

Священное Писание: Блюдите, да никтоже зла

за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните (1 Фес.

5: 15). Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал.

5: 15); путие же злопомнящих в смерть (Притч. 12: 28). Остави обиду искреннему твоему, и тогда помольшутися, греси твои разрешатся (Сир. 28: 2). Итак, прости грех брату твоему, дабы получить тебе от Господа прощение грехов твоих. Можно ли отомстить обидевшему меня, если представился такой случай? «Когда враг впадает в руки твои, то почитай это временем не наказания его, а спасения. Мы 1 Прп. Вонифатий из Феофании // Стар ческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия 18–19 вв. М. , 1913. 242 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 243 тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, дабы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром» (святитель Иоанн Златоуст)1. Какой конец всех намерений Божиих на земле? Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй (Сир. 3: 21). Сколько нам дано знать, видим, что слава Божия и спасение наше есть конец всех намерений Божиих на земле; все, что видим в мире, должно служить к увеличению Царства Божия на земле. Добродетель и пороки, владычество и подчинение, успех и неудача, богатство и бедность народов, возвышение и упадок государств, — словом, все в порядке вечных законов должно содействовать образованию и вознаграждению горнего Иерусалима. Тираны очистили веру гонениями, праведные подкрепляют ее любовью, святые угодники суть свидетели чистоты ее, пастыри — хранители учения. В чем состоит пост и воздержание? «По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и все, вообще домогающиеся совершенной добродетели, должны,принимая пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со здоровыми и крепкими, если будет истреблять 1 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деяния // Творения. Т. 9. Ч. 1. М. , 1991. похоти, коих не требует немощь плоти, ибо и апостол говорит: И плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13: 14), т. е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти; чем уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает для того,чтобы мы, потворствуя плоти, не стали во вред