чистоту сердечную. Но телесное воздержание

бывает тщетно, когда мы не можем достигнуть

того конца, для коего предпринимаем труды

воздержания, ибо если мы, постясь телесно,будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому

что оскверним то место, где должен обитать

Дух Святый, Которому жилищем, как известно,служит человек, всегда творящий волю Божию.

Итак, смиряя постом внешнего человека, вместе

будем воздерживать от вредной пищи и внутреннего и, по совету апостола (см. Еф. 3: 17), будем очищать его, дабы соделать способным к принятию Христа, Который, по словам апостола, мог «вселитися… верою в сердца ваша» (из Слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте). 244 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 245 Что такое самолюбие? Если ты любишь самого себя более, чем Бога,а ближнего — менее, чем самого себя, и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страстям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, — то это самое и есть порочное самолюбие. Да как же не любить себя? Всякому человеку сродно любить себя, только истинный христианин должен любить себя непорочно. Как понимать эту непорочность? Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему, так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе. Что надобно воздавать Богу? Веруя в Него, люби Его всем сердцем и твори добрые дела, исполняя святой закон Его. Что воздавать ближнему? Всякому человеку желай и твори добро, чем и как только возможно, не разбирая того, друг ли он тебе или враг, ибо Христос заповедует: Любите враги вашя... добро творите ненавидящым вас (Мф. 5: 44). Никому не делай и не твори ничего злого. Любы искреннему зла не творит (Рим. 13: 10). О плодах этой любви можешь читать в Первом Послании к Коринфянам. Что воздавать самому себе? «Аще хощеши быть праведным, – говорит святой Максим, – отдавай коейждо от тебя частей,яже по достоянию души и тела. По мысленной убо части души прочитанная, и хранения духовная, и молитву. Яростней же и любовь духовную, – ненависти противолежащую. Похотей же, целомудрие и воздержание. Плотской же — пищу и одеяние, токмо нужнейшая». Что можно сказать о душевном состоянии самолюбивого? Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство он есть идолопоклонник, раболепно служащий страстям своим. Он враг Креста Христова и нарушитель Евангелия, забыв Бога и не имея в виду святого закона Его, он не печется о своем спасении, а напротив, делает все то, что приятно чувствам и растленной его воле, он больше сластолюбец, нежели боголюбец. Роскошь, объядение и пьянство — суть его утешения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп,немилосерд, гневлив, памятозлобив и столько привержен к временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в печаль, и в самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от человеков. Его сердце – исполнено гордости и тщеславия, и горе человеку тому, если Господь не избавит его от