Исполнение плотского греховного вожделения. Или одним помыслом и желанием: Яко

всяк человек, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже прелюбодействова с нею в сердце своем

(Мф. 5: 28). Или самым делом, то есть греховным плотским смешением с лицом посторонним.

Отчего эта страсть происходит?

От естественной к состоянию склонности:

Вижу ин закон во удех моих, противу воюющ закону

ума моего, и пленящ мя законом греховным, сущим во

удех моих (Рим. 7: 23). От искусителя диавола: дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да пакости деет, да не превозношуся (2 Кор. 12: 7). От пресыщения чрева: пресыщение есть отец блудодеяния. От пиянства: Не упивайтеся вином, в нем бо есть блуд (Еф. 5: 18). От обращения и бесед с женским полом: Масло питает свет светильника, а сласти распаления разжигает беседа женска. С мужатицею отнюдь не сиди, и не медли с нею в вине, да некогда приклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу (Сир. 9: 10). От нехранения чувств, а особливо зрения,слуха и осязания: Отврати око твое от жены красныя и не назирая чуждые доброты. Добротою женскою мнози прельстишася и от сея похоть яко огнь разгорается (Сир. 9: 8). «А иногда и за гордость попускается на человека брань блуда по Божию смотрению, да смирится чрез нее человек», — пишет святой Иоанн Дамаскин. Правду ли говорят иные, что не имеют блудной брани? Сии глаголющии имеют в себе страсти тонки, горши и вящщи блуда, и держай в тех диавол не борет их блудом: зане тщеславие и гордыня, празднословие и клевета, и осуждение,и зависть, и глумление, и смех наполняют меру блудную и место1. Какой признак блудонеистовой души? Сие есть знак чрезмерной похоти, чтоб как на одушевленныя, так и на бездушныя вещи неистовится. И предельную похоть означает во бдении от нечистых помыслов оскверненну быти истечениями. 1 Архим. Фотий (Спасский). Первые шаги к Богу. Киев: Оранта, 2008. 250 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 251 Что происходит от любодеяния? Вред душе и телу, и совершенная пагуба человеку. Кто бы то ни был зараженный похотением,он лишается благодатного света, помрачается в своем разуме, развращается в воле, теряет стыд и совесть и по плотскому мудрованию своему, все делает как изумленный: В злохудожную бо душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повинном греху (Прем. 1: 4). А таким образом человек этот, лишаясь Божественной помощи и всякой благодатной силы исполнить закон, уловляется злобною хитростию диавола, впадает в разные роды блужения и во многия пороки и беззакония, предается зависти и производит ссоры,брани, убийства, за что и навлекает на себя мщение Господне во временных и вечных казнях. Наконец, скверня себя плотскою нечистотою,заражает неисцельными болезнями свое тело,умирает безвременно, а если без покаяния (о, горе!) вечному осуждению в геенне огненной: ибо ни блудницы, ни прелюбодеи, ни малакии, ни пияницы — Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6: 9). Что же надобно делать в отвращение этой пагубной страсти? Угождай Господу Богу, а не греховной своей плоти, не бренному телу, которое, сообразно воле Божией, старайся покорять духу. Блуд и всяка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас,якоже подобает святым (Еф. 5: 3). Для чего так строго надобно удаляться плотской греховной нечистоты?