Митрополит Сурожский Антоний. Труды

трусостью. С другой стороны, благочестивое пожелание да приидет Царствие

Твое мне кажется великолепным, живительным, возвышающим.

Митр.Антоний: Меня озадачивает не столько то или другое

выражение, сколько тот факт, что молитва, скажем, Молитва Господня, обращена к

Кому-то. Если этот «Кто-то» не существует, как она может вас затрагивать?

М.Ласки: У меня нет ответа на это. Быть может, это все еще

детское обращение к «кому-то», хотя вряд ли так бывает часто. Может быть, я

воспользовалась вашим образом. Позвольте, я приведу другой текст, который мнеближе. Текст, который часто приходит мне на мысль: Возвожу очи мои к горам,откуда придет помощь моя (Пс120:1). Для меня в этом больше смысла,потому что для тех из нас, кому помогает смотреть на горы, помощь эта оченьреальна. Почему— неясно, некоторые объясняют, что это как-то связано сформой гор, холмов, как бы то ни было, мне нет нужды приписывать им личность,будто кто-то движется по горам. Я просто по-человечески знаю, что многимблаготворно смотреть на горы. Это им помогает.Митр.Антоний: Все-таки мне не ясно. Меня смущает то, чтомолитва обращена либо к Кому-то, либо в пустоту, но в таком случае я бычувствовал, что если она обращена в пустоту, я не могу ею пользоваться.М.Ласки: В минуты глубокой печали и горя, когда естественнобыло бы прибегнуть к молитве, я в этом смысле молиться не могу, и это одна изтех вещей, без которых нам, атеистам, приходится обходиться. Я прекраснопонимаю, что было бы большой поддержкой и утешением— знать, что можнообратиться с молитвой, и, возможно, именно поэтому люди молятся, но нам этонедоступно.Митр.Антоний: В моем восприятии важно не то, что есть Кто-то, кКому обратить молитву, как то, что Бог, Который— верю я—существует, дает смысл всему, является как бы ключом гармонии, даже если всемузыкальное произведение— полная дисгармония. Где ваш ключ к гармонии?Или мир совершенно бессмыслен?М.Ласки: Возможно, гармонии и нет. Уж конечно, попытки навязатьгармонию на основе тех свидетельств, какие у нас есть, слишком выходят за рамкитого, что мы вправе делать. Но мы можем искать гармонию в самих себе, гармониювокруг себя. Мы можем искать то, что приводит нас в гармоничное состояние.Думаю, это даже наша обязанность. Это очень важная цель, но сказать, что естьбльшая, всеобщая, всеохватывающая гармония, нет, думаю, этосамонадеянно. А Бог— одно из средств, каким навязывается эта попытка.Митр.Антоний: Я не говорю, что такая гармония есть, я бысказал, что мы находимся внутри динамичного процесса дисгармонии и трагедии, иу этого процесса есть цель, к которой он направляем, есть конечное разрешениепроцесса, осмысление его. Какой смысл можно извлечь, построить из тоговинегрета, который являет собой жизнь день за днем?М.Ласки: Во-первых, я бы не стала искать ничего вроде конечного