Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Но ведь врач берет это решение на себя. Это становится его грехом, несмотря

на то что просят об этом родные, просит умирающий. Тут есть жертвенный момент.

Да, но в целом это очень скользкая почва. Слова «я на себя беру этот грех»

можно распространить на множество ситуаций, когда человек поступает неправо,

говоря: «Я беру это на себя, я буду перед Богом отвечать». Это очень

рискованный подход, мне кажется.

Мы говорим о болеутоляющих средствах. Должен ли врач-христианин нести

уверенность и уметь передать ее, что в самом страдании есть спасительный смысл?Можно сказать человеку: «Попробуй вынести, попробуй собрать все своемужество, всю свою веру, покажи окружающим тебя, что страдание не можетпобедить твоей веры и твоей стойкости, будь для них примером…» Это все можносказать, постольку поскольку человек в состоянии это принять. Но может настатьмомент, когда человек тебе скажет: «Я больше не могу!»Да, мы говорим о положительной роли страдания. Но мы должны помнить, чтоположительную роль страдание имеет для человека только тогда, когда он егопринимает, а не тогда, когда это страдание на него наложено, как пытка, которуюон не понимает и не принимает. Можно страдать до крика от боли— иговорить: «Да, мне это невыносимо, но я знаю, что это имеет какой-то смысл поотношению к вечности». Но человек может кричать от боли или просто страдать,считая, что это совершенно напрасное, бессмысленное страдание,— потомучто он ни во что не верит и, в сущности, хотел бы быть на положении животного,которому дают умереть, когда жизнь уже не в радость.Отчего же тогда мы из милосердия не даем страдать животным, когда импредстоит мучительная смерть, и решительно приближаем их конец?Мы не думаем о животном как о существе, которое уходит в вечнуюжизнь,— это одно. И с другой стороны, мы не думаем, что длительноестрадание помогает животному созреть и вырасти, чтобы уже вполне готовым войтив вечность.В случае с человеком положение иное, потому что мы верим, что все, что с нимпроисходит, его постепенно готовит к встрече с Богом. И мы знаем, что некоторыелюди страдали очень тяжело, но принимали страдание и не отказались бы от него,потому что знали, что они его несут с какой-то целью, что они созревают самиили что они свидетельствуют о чем-то.Не говорит ли это о том, что следует воспитывать человека, готовить его,задолго до последнего заболевания, к тому, что каждого могут ожидать страдания?Как готовить всех нас?Видишь ли, я думаю, что не нужно говорить человеку, что может прийти моментедва выносимого страдания. Если всю жизнь жить с мыслью о том, что завтра будеткатастрофа, то каждый день уже под тучей.С другой стороны, меня и мое поколение воспитывали так: надо себя тактренировать, так готовить, чтобы выносить боль, нужду, страх, любую формустрадания до предела. Когда мы были мальчиками, нас в летних лагерях учили