Митрополит Сурожский Антоний. Труды

или неправильно, а потому, что сердце человека всецело принадлежало Богу. И это

общий принцип: чудо— не доказательство. Нельзя пользоваться чудом как

доказательством богословской выкладки. Святой— не обязательно лучший

богослов своего времени, но он— святой.

Есть в «Луге духовном» Иоанна Мосха очень интересный рассказ о старом

священнике, который был очень чист сердцем, очень свят жизнью, но увлекся

какой-то ересью своего времени. У него был благочестивый и более, чем он,

образованный диакон, который очень смущался тем, что его настоятель сталеретиком. Но, с другой стороны, он видел, какой он святой человек, инедоумевал: что же это такое? Через некоторое время он решил все-таки что-то сделатьи говорит настоятелю: «Знаешь, ты еретик, и это меня смущает». Тот говорит:«Как же я могу быть еретиком? Каждый раз, как я служу литургию, мнеприслуживают два ангела. Они бы не стали прислуживать еретику! Я их спрошу». Ивот рассказ описывает, как этот священник служит, в какой-то момент ангелыподходят к престолу, он тогда останавливается и говорит: «Слушайте, вот мойдиакон, который очень образованный, говорит, что я еретик, а вы мне никогданичего не говорили. Теперь уж скажите: кто прав?» Ангелы отвечают: «Он прав,ты— еретик». Тогда священник возмущается и говорит: «Что же вы мне ничегоне говорили?» И замечателен ответ ангелов. Они говорят: «При тебе был человек,и Бог нам сказал: не говорите ничего, чтобы этот человек мог проявить любовь;если он не проявит любовь— тогда скажите». Бог, по этому рассказу,принимал молитвы, бескровную жертву этого священника, потому что тотчистосердечно ошибался— головой, но не жизнью, не сердцем, не верой иничем другим, он просто не был способен головой понять, о чем шла речь.Я сейчас говорю о сознании церковном, а не об историчности данного случая; яне вижу основания не доверять его подлинности, но не в этом дело. Рассказговорит о том, как Церковь воспринимала это. Здесь ясен этот момент: человекможет умственно ошибаться и быть чист сердцем. Христос говорит: всякая хула,которая скажется на Сына Человеческого, простится (Мф12:32). В сущности,хула— это предел, но до этого предела все непонимание, все перевирание,все ошибки, которые мы можем допустить умственно, могут проститься. Не можетпроститься что-то другое, что относится к нашему глубинному нутру. И поэтому яне думаю, что кто-нибудь был бы просто вне, что тайна Божия, познаниеБожие недостижимо для человека внешнего.Расскажите еще о православном свидетельстве в христианском мире наЗападе. Что такое экуменизм?Это стремление христианских вероисповеданий стать единой Церковью: и поэтомув самом центре, в сердцевине экуменического движения стоит Евангелие, слово Христово,Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Это очень важный момент, потому чтоэкуменическое движение— не попытка каким-нибудь дипломатическим способомпреодолеть разногласия или разрозненность христианских Церквей, это попыткаврасти в Евангелие так, чтобы вдруг оказалось, что мы все едины во Христе. Вот