Митрополит Сурожский Антоний. Труды

принимал молитвы, бескровную жертву этого священника, потому что тот

чистосердечно ошибался— головой, но не жизнью, не сердцем, не верой и

ничем другим, он просто не был способен головой понять, о чем шла речь.

Я сейчас говорю о сознании церковном, а не об историчности данного случая; я

не вижу основания не доверять его подлинности, но не в этом дело. Рассказ

говорит о том, как Церковь воспринимала это. Здесь ясен этот момент: человек

может умственно ошибаться и быть чист сердцем. Христос говорит: всякая хула,

которая скажется на Сына Человеческого, простится (Мф12:32). В сущности,хула— это предел, но до этого предела все непонимание, все перевирание,все ошибки, которые мы можем допустить умственно, могут проститься. Не можетпроститься что-то другое, что относится к нашему глубинному нутру. И поэтому яне думаю, что кто-нибудь был бы просто вне, что тайна Божия, познаниеБожие недостижимо для человека внешнего.Расскажите еще о православном свидетельстве в христианском мире наЗападе. Что такое экуменизм?Это стремление христианских вероисповеданий стать единой Церковью: и поэтомув самом центре, в сердцевине экуменического движения стоит Евангелие, слово Христово,Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Это очень важный момент, потому чтоэкуменическое движение— не попытка каким-нибудь дипломатическим способомпреодолеть разногласия или разрозненность христианских Церквей, это попыткаврасти в Евангелие так, чтобы вдруг оказалось, что мы все едины во Христе. Вотнастоящий смысл экуменизма.Экуменическое движение родилось из сознания относительно небольшой группылюдей, что христиане разошлись так давно и так давно перестали общаться, чтоони перестали вообще друг друга понимать, и что надо создать какую-тоорганизацию, место, где христиане разных вероисповеданий будут встречаться не стем, чтобы друг друга критиковать или рвать, а чтобы друг перед другомсвидетельствовать о том, что они за столетия узнали о Боге, узнали о жизни,узнали о Церкви. Это может быть много или мало— эта тема не поднималась,поднимался вопрос о том, что мы разошлись и больше друг друга не знаем. И былзамечательный период между 1948годом и началом шестидесятых, когда христианеразных вероисповеданий встречались в экуменическом движении, зная, чтособеседник открыт, а не закрыт, что собеседник будет слушать с искреннимжеланием услышать и понять то, что ему говорят, хотя и не обязательносогласится, что если будет возражение, вопросы или спор, то для того, чтобыпонять друг друга, а не для того, чтобы друг друга разрушать. Православныетогда очень много свидетельствовали о своей вере, и целый мир католический ипротестантский вдруг обнаружил, что православие существует, что это не просторазновидность, причем «подпорченная» разновидность, западных вероисповеданий, ачто оно имеет свое лицо, свои глубины и имеет что сказать. Затем, когда мыпривыкли друг с другом говорить, начали говорить о существующих различиях и отом, что нас разделяет; и был интересный, живой период, когда мы сличали наши