Митрополит Сурожский Антоний. Труды

узнали о Церкви. Это может быть много или мало— эта тема не поднималась,

поднимался вопрос о том, что мы разошлись и больше друг друга не знаем. И был

замечательный период между 1948годом и началом шестидесятых, когда христиане

разных вероисповеданий встречались в экуменическом движении, зная, что

собеседник открыт, а не закрыт, что собеседник будет слушать с искренним

желанием услышать и понять то, что ему говорят, хотя и не обязательно

согласится, что если будет возражение, вопросы или спор, то для того, чтобы

понять друг друга, а не для того, чтобы друг друга разрушать. Православныетогда очень много свидетельствовали о своей вере, и целый мир католический ипротестантский вдруг обнаружил, что православие существует, что это не просторазновидность, причем «подпорченная» разновидность, западных вероисповеданий, ачто оно имеет свое лицо, свои глубины и имеет что сказать. Затем, когда мыпривыкли друг с другом говорить, начали говорить о существующих различиях и отом, что нас разделяет; и был интересный, живой период, когда мы сличали наширазногласия, причем опять-таки не с тем, чтобы друг друга обращать, а с тем,чтобы осведомить друг друга и понять один другого.А потом экуменическое движение стало (во всяком случае— для меня) гораздоболее сложной проблемой, потому что перестали ставить основные вопросы и сталирасширять членство и для этого снижать критерии и допускать двусмысленныеформулировки. Сначала в экуменическом движении могли участвовать те, кто веритв Божество Иисуса Христа и воспринимает Его как своего Спасителя. Потом решиливнести новую базу, которая была бы богословски «более богата» и котораяоказалась на самом деле вроде трясины. Было предложено: не может участвовать,не может быть членом движения церковь, которая не верит в Бога Единого в ТрехЛицах. И тут случилась беда, потому что некоторые церкви— одна изГолландии и одна из Швейцарии— написали заявление, что они готовы на этуформулировку при условии, что не будет указано ни в какой мере, что мы хотимсказать, когда говорим о Лицах: это могут быть реальные Лица, это может бытьиносказание, это может быть понятие— только об этом ничего не должно бытьсказано. И, к сожалению, на съезде в Дели167это было принято. Сказано было: ну хорошо, соглашайтесь с формулировкой, а мыне будем с вас требовать никаких разъяснений по содержанию. И в тот моментстало гораздо все сложнее, потому что, когда было это, количественно оченьэлементарное, требование о вере в Божество Христа и в то, что Он Спаситель, мызнали, где мы находимся; когда ввели эту Троичную формулу, но расплывчатую,стало гораздо сложнее знать, с кем имеешь дело.Затем следующая стадия, которая уже началась в Дели. Была озабоченность опроблемах современности— в тот момент о голоде, об обездоленности рядастран, в частности Индии, некоторых стран Африки, и было внесено предложение,что экуменическое движение будет всеми силами стараться помогать нуждающимсябез всякого различия вероисповедания, политического режима и так далее; и былосделано предложение ввести формулировку, что мы будем делать вместе все то, что