Митрополит Сурожский Антоний. Труды

политично, социально, и тема о христианском единстве ушла далеко на задний

план.

Это— экуменическое движение в официальном его виде. На местах оно

сыграло громадную роль, потому что сделало возможным для людей встречаться без

ненависти, встречаться с интересом, с какой-то открытостью, даже молиться

вместе. На ранних межцерковных собраниях католикам было запрещено молиться с

другими, поэтому католики стояли за дверью собрания в ожидании, что собрание

кончит молиться, и потом вступали и садились на места для обсуждения темы, акогда в конце предстояла молитва, все католики выходили поспешно, чтобы тольконе «оскверниться» общей молитвой. Теперь этого нет; теперь они участвуют, поройруководят общей молитвой, порой молятся вместе с другими. Это же в том или иномвиде относится к разным другим группировкам; атмосфера между христианамиизменилась колоссально благодаря экуменической работе, но сближение сейчас, вшироком масштабе, в экуменическом движении как таковом, уже отошло на второйплан— есть слишком много иных тем. А в некоторых странах (боюсь говоритьобо всех, но Англию я знаю довольно-таки хорошо) все попытки воссоединенияпошли на снижение, то есть на абсолютный минимум: если ты можешь сказать, чтоверишь во Христа,— хватит с нас; веришь ли ты, что Он Бог, веришь ли вЕвангелие, веришь ли в Воскресение Христово— мы не будем тебя спрашивать;мы только спросим: «Веришь ли во Христа?» И на этих началах, конечно, не можетбыть никакого воссоединения, которое бы чего-либо стоило.Сейчас огромный кризис веры на Западе, конкретной веры. Я вам могу датьпримеры. Профессор догматики в университете в Оксфорде выпустил книгу, котораяназывается «Миф о Воплощении»,— он просто не верит в Воплощение. Нашаправославная студентка на богословском факультете в Лондоне участвовала всеминаре и что-то сказала о Воскресении Христовом; профессор-англиканин ейсказал: «Не саботируйте собрание!» Она возразила: «Простите, я верую вВоскресение». —«Глупости! Если вы будете продолжать об этом говорить, явас попрошу выйти вон!»— и он ее исключил из семинара. Третий пример: унас приход в северной Голландии, в городе Гронингене. На наше богослужениеходил местный католический епископ. Я его спросил как-то: «Почему вы ходите? Мывам только рады, но почему вам хочется молиться с нами?» Он ответил: «Потомучто мне необходимо побывать среди верующих». Я говорю: «А мало ли у вас своихкатоликов?» —«Знаете, половина моего духовенства больше не верит вВоскресение и в Божество Иисуса Христа. Остается образ Христа как человекабесподобного, который нам показывает, каким должен быть человек; Богочеловеканет».Я вам дал, конечно, очень крайние примеры, но такие взгляды сейчас оченьраспространены. Скажем, я четыре года не могу выступить на Би-би-сипо-английски, потому что они не согласны на проповедь такой веры, какую я быпроповедовал. Я говорил о Божестве Христа, и мне сказали: «Простите, выпринадлежите к другому столетию!»— и с тех пор больше не приглашают. Я