Митрополит Сурожский Антоний. Труды

обмирщенность сегодня.

Первая черта— потеря чувства Бога. Эта потеря чувства Бога, если она

полная и радикальная, и определяет секулярное общество, я бы сказал—

«идеальное» секулярное общество, потому что секулярное общество, каким мы его

видим и переживаем, не утратило чувство Бога радикальным образом: такое

общество было бы совершенно чуждо Церкви. Когда мы оборачиваемся внутрь себя и

судим себя самих, мы с трагической ясностью видим (потому что такой суд для

нас— уже начало Страшного суда), что мы в большой степени принадлежимэтому мирскому, секулярному обществу: ведь и в нас чувство Бога замутнено,слабо, безжизненно. Мы не можем сказать, что в нас есть чувство Живого Бога,каким обладали герои Ветхого и Нового Завета, святые Церкви или великиеподвижники духа.Вторая черта, характерная для секулярного общества,— острая реакция намир. Это совершенно естественно является отличительной чертой общества, котороеотвергает иное измерение мира, или просто не знает его, или остаетсяневосприимчивым к этому иному измерению мира: его прозрачности к Божественномуприсутствию, его измерению безмерности и вечности. Но не следует воображать,будто секулярное общество способно развить более глубокое, более остроеосознание мира. Если почитать жития святых или обратиться к Ветхому и НовомуЗавету, ясно видишь, что никто не бывает столь чуток к миру— и к егославе в Боге несмотря на грех, и к его трагической оторванности от Боганесмотря на присутствие Божие в нем,— чем святые, а в наибольшейстепени— Сам Бог, открывшийся нам во Христе. Так что чувство потери Богаи острое восприятие мира не обязательно идут бок о бок.Когда мы думаем о Церкви уже не как об эмпирическом обществе, которым мыявляемся, но в более широком и реальном смысле— о том обществе, котороеодновременно и рвно человеческое и божественное, том обществе, где Богприсутствует вместе с нами, том теле, в котором во Христе и Духе обитаетполнота Божества и которое покоится в Боге; когда мы думаем об этом обществе,которое содержит Бога и человека в их становлении Царства и Тела, то мы видим,что оба аспекта, о которых я говорил, касаются Церкви, но по-разному. Потерячувства Бога, острое восприятие мира являются— или должны являться—предметом заботы Церкви. Потеря или отсутствие чувства Бога чуждо Церкви, когдамы говорим о ней с большой буквы, когда мы думаем о ней как о том теле, котороея только что описал. Но оно присуще многим членам Церкви; это связано с тем,что все мы в становлении. Это также неотделимо от того факта, что процесснашего становления— не гладкое, ровное восхождение от земли к небу, отсостояния тварности к причастности Божескому естеству (2Пет1:4).Это колебательное движение то вверх, то вниз; в нем присутствует грех—как отрицание Бога, как отвержение Бога, но также и неведение Бога, потому что,если бы мы лучше знали Бога, мы могли бы любить Его всем сердцем, как вотношениях человеческой любви мы любим единственную любовь своей жизни. Тогда